Интервью

Катерина Ерошина

Редактор блога PromoPult.ru
Катерина Ерошина, редактор блога PromoPult и, как сама она уточнила, не редактор Котиков — специалист, на чьи выступления нужно приходить обязательно. Какие здесь могут быть вопросы и объяснения? Катерина не то что не льет воду, она всегда говорит по делу и только по делу.

В интервью мы, конечно же, попытались докопаться до личного, хотя затронули и профессиональные темы. И узнали, почему всем пишущим людям нужно сочинить хайку, как Катерина видит будущее контент-маркетинга, каких авторов читает и за что любит леттеринг.
— Катерина, кто такой редактор?
— Редактор отличает дефис от тире и умеет очень сдержанно сказать об этом автору.

Редактору кажется, что судьбы мира зависят от его умения разбить скучный текст на абзацы, и он много думает об этом.

На самом деле редактор отвечает за содержание и качество текстового продукта.

Не путать с продюсером. Не путать с корректором.

«Надо текст! … Вот он!». Меж двух этих фраз — вся нервная и пафосная жизнь редактора.

— Наверное, непросто быть проводником между авторами и клиентом. А какая у редактора главная боль?
— Пожалуй, главная боль редактора — когда текст не читают. Всё остальное — производные.

Ты делаешь текст, а его игнорируют. 70 просмотров за сутки. 12% дочитывания. Комментируют непоставленные запятые. Наезжают на личность героя текста. Тупо не переходят по ссылке.

Хочется убивать, а потом подтаскивать за шкирку к самым сочным абзацам и возить мордой по строчкам: смотри, смотри, это же классно.

Простите, сорвалось [тут пара иронических смайликов].
— Расскажите о трех главных выводах, которые вы сделали, работая редактором.
— Тут главное остановиться на трех)

1. Даже лучший автор может налажать. Особенно если дать неточное ТЗ.

2. Классные посты и приятное общение в Фейсбуке — далеко не показатель качества автора, скорее наоборот.

3. Автор без опыта нормальной работы может как угодно ярко гореть глазами и стремиться научиться. Не поможет. Я имею в виду опыт работы кем-нибудь кроме мастера тыкать пальцами в клавиши.
— Новость, что вы уходите из Котиков, довольно сильно потрясла интернет-сообщество. Не буду спрашивать о причинах, расскажите, как вам на новом месте? Чем вы занимаетесь в «ПромоПульте»?
— Не думаю, что потрясение вышло за пределы редакторских кругов)) В «ПромоПульте» я занимаюсь редакторской работой. Веду блог, заказываю тексты, пишу промоматериалы. Мне нравится.
— Если взять весь ваш опыт работы над контент-маркетингом разных компаний, с какими тематиками вам интересней всего работать? Почему?
— Степень интересности проекта зависит не от тематики, скорее от качества коммуникации и готовности клиента участвовать в процессе. Тематика может быть ух-какой-интересной, но если клиент похож на каменную стену, всё приходится придумывать «на коленке» и искать в Гугле, то интересность быстро сходит на нет.

Мне нравились проекты про вакансии в IT-сфере, там было интересно лично мне. Нравится периодически делать что-то для МОАВ, потому что Исерсон — пожалуй, самый практичный и конкретный заказчик из всех мне попадавшихся. Интересно было делать Котиков — по крайней мере первые года полтора.
— Правда, что первый редакторский опыт вы получили, выпуская факультетскую стенгазету? Расскажете? :) Как происходил сбор новостей и заметок в газету? Были желающие писать или всех нужно было пинать и мотивировать?
— Боже мой, откуда??? Давайте не будем. Конечно же, там было даже бесполезно пинать, мы всё сочиняли и рисовали сами. И даже печатали всё на пишущей машинке.
— Вы пишете хайку и хокку. Мало того, говорите, что хайку должен попробовать написать каждый. Почему? И как давно у вас это увлечение японской поэзией? С чего всё началось?
— Я пишу хайку и сэнрю. А когда-то всё началось с хокку. Но не буду морочить вам голову. Мне нравится в хайку многослойность. И возможность сказать что-то, не называя. Обычный читатель прочтет верхний слой, и ему хватит. Чуткий читатель будет рад увидеть больше.

Хайку стоило бы сочинять всем пишущим людям. Можно сэнрю, не суть. Навык упаковки смыслов в очень маленький формат сильно помогает в писанине и редактуре. Например, в сочинении коротких емких лидов, первых абзацев и заголовков. А это больное место 99% авторов.

А началось всё с игры в хокку на уже не существующем сайте. Очень давно.
— А есть любимые трехстишия, которые наизусть?
— Есть такие, которые наизусть. Но сказать что они любимые — нет. Просто помнятся.

займемся сексом.
что еще с тобой делать,
не говорить же

Это чтобы шокировать тех, кто некстати просит «почитать что-нибудь».

день как день
просто
больше тебя не люблю

Это лайко-генератор ) И не очень хайку, если придираться по канонам.

А так их слишком много, чтобы выбирать что-то. Из последнего —

туманное утро
коснулись друг друга
щетинками
зубные щетки

Это про любовь, по-моему. Такую, неяркую и привычную.
— Катерина, а леттеринг для вас что? Просто красивое хобби, визуальное наполнение хайку или, может, вы так нервы успокаиваете? :)
— Это развитие темы хайку. Японцы делают хайга — это сочетание хайку и рисунка, когда одно с другим создает цельную сущность. Делать что-то руками очень приятно, это в каком-то смысле медитативное занятие. Помогает переключаться и отвлекаться. Мне хотелось научиться делать такие штуки — я научилась. И нет, нервы тут ни при чём.
— Вы говорите на белорусском? А думаете на каком?
— Я русская, думаю по-русски, иногда матом) Белорусский понимаю, и только.
— Вы очень много и быстро читаете. Сдайте нам три последних книжки, которые впечатлили. И, если можно, с комментарием: чем именно они вас задели.
— Гибсон, Несбё, Пратчетт. Гибсона вообще надо перечитывать, маркетологам особенно — трилогию «Синий муравей». Гибсон всю нашу цифровую реальность разложил на атомы много лет назад. Несбё просто хорошо пишет. А Пратчетт — это вселенная, если тема вам заходит, то жизнь просто уже не будет прежней.
— Катерина, вы не раз говорили, что весь контент любой компании должен подчиняться единой контент-стратегии. А как быть компаниям, которым пока некому или не на что разработать эту самую контент-стратегию? Совсем ничего не писать в ожидании ресурсов?
— Писать, почему нет. Так можно вообще жизнь отложить на потом. Fake it till you make it. Просто у такой компании на текущий момент ну такая себе контент-стратегия.
— В прошлом году на конференции «Копирайтинг. Седьмой сезон» было довольно интерактивно — вы разбирали сильные и слабые места в текстах прямо в эфире. Что готовите для конференции «ДавайПиши» в этом году? Кто обязательно должен попасть на ваше выступление и почему?
— Интерактива не будет. Будет обычный вебинар: про контент-матрицы, про разное другое. Больше для заказчиков, немножко для авторов.
— Катерина, мы в последнем вопросе развлекаемся. Вам предлагаю заглянуть в будущее. Как думаете, каким будет контент в интернете лет через 10–15?
— Таким же) Буквы никто не отменит. Возможно, блогеры научатся веселее верстать, а соцсети станут более интерактивными. Может быть, контент станет короче и развлекательнее. Но я не удивлюсь, если через 10 лет будут по-прежнему обсуждаться вопросы 100% уникальности текстов.

На конференции Катерина расскажет о матрицах контента. Если вы ведете или планируете вести блог или соцсети, неважно, свои или чужие, обязательно приходите слушать. А лучше — сразу применять. Ждем вас!
Вопросы к интервью подготовила
Юлия Третьякова
Копирайтер, редактор, куратор текстовых курсов. Голос телеграм-канала «Писать и никаких гвоздей». Спикер конференции «ДавайПиши»
Made on
Tilda