Интервью

Александр Васильев

Интернет-писец, копирайтер-практик, блогер, пиарщик
Каждый раз при подготовке интервью мы спрашиваем героев, как они сами себя характеризуют. Александр Васильев говорит, что он «слегка толст, местами красив, талантлив и многогранен».

А мы читаем интервью и удивляемся — ведь, действительно, не только автор и «писец», как называет себя Александр, а настоящий бриллиант. Вот неполный список увлечений: велосипед, компьютерные игры, чтение, низкомолекулярная кухня и даже блог кошки Манюни. Об остальном читайте в интервью.
— Привет, Саша. Слушай, гуглишь Александра Васильева — тебя, а в выдаче сплошной историк моды. Как тебе с таким модным соседом? Гуглят ли тебя клиенты? И вообще, откуда они чаще всего приходят на твой сайт?
— С модным соседом нормально всё. Мы с ним как-то раз даже пересеклись в комментариях к какому-то посту на Фейсбуке, и он на меня даже подписался. Зато меня часто путали одно время с другим Александром Васильевым — главредом казахстанского онлайн-журнала Profit. Высылали мне приглашения на всякие айтишные тусы, просили интервью на какие-то темы про программы и всё такое. С певцом и композитором из «Сплина» пока не путали.

Гуглят ли меня клиенты, не знаю. Чаще всего приходят из Фейсбука или по рекомендациям.

— А помнишь, были в моде псевдонимы? Никогда не хотелось взять себе какую-нибудь эдакую фамилию, чтобы запоминаться?
— Иоганн-Мария-Фридрих Аппельгаузен фон Халявиц? Или Себастьян Буквожор? Искандер Уасильбеков?

Нет, с псевдонимами у меня как-то не сложилось. Меня устраивают мои настоящие имя и фамилия. Сетевой ник Basilio (или в некоторых случаях Basilioff) со мной с самого появления в интернете, года с 2004-го точно. Кстати, если хотите найти меня в гуглах, то гугляж по нику будет полезнее и точнее.
— Саша, ты папа-фрилансер, и, судя по рассказам, в целом успеваешь и с детьми, и с кошкой, и с готовкой, и с прочим бытом. Ничего необычного в наши-то дни, но очень интересно, как вы с женой пришли к этой модели семьи?
— Когда успеваю, когда нет. К модели «папа-райтер» мы пришли всего года три назад. В Алма-Ате я работал как все нормальные люди, ходил на работу, писал в офисах. Правда почти год работал на одну контору из дома или разных кафе. Это был первый опыт фрилансерства, после которого я, кстати, снова ушел в офис. Фрилансить начал уже в Гродно.

Семья понимает (надеюсь). Естественно, первое время сложно было приучить домашних к тому, что, если я сижу дома за компом (или валяюсь на кровати с ноутбуком на пузе), я работаю. Первое время у всех было такое понимание: раз дома, на работу не ходишь как все — можно дергать на всякие разные дела. Вынеси мусор, сходи в магазин, подай мне вон ту кастрюлю с верхней полки, ты же всё равно сидишь… Были и скандалы, чего стесняться. Все семейные фрилансеры, работающие дома, наверняка проходят через это. Но постепенно все привыкли.

Сейчас всё прекрасно. Дети стараются не орать, когда папка клацает по клавишам или просто сидит и тупит в монитор. Очень помогает кошка, постоянно меня демотивирует: храпит рядом или зевает.

Рабочее время распланировано в календаре. Стараюсь сделать все проекты и провести встречи с 9 утра до 18–19 часов. Туда же, в календарь, записываю и все семейные дела, напоминалки. Всё идет по плану. Суббота и воскресенье — обязательные выходные, очень редко трачу их на какие-то рабочие штуки.
— Быт, работа, дети… Остается время на какие-нибудь увлечения? Чем занимаешься для души?
— Для души есть много занятий. Велосипед, например. Катаюсь по городу и окрестностям. Еще для души играю в компьютерные игры. В стрелялки разные, в стратегии. Для души же общаюсь с людьми в соцсетях, нерегулярно веду пару страничек: персональный блог своей кошки и страничку о низкомолекулярной кухне. Читаю много, в основном всякую легкую фантастику. Пробую писать хайку, говорят, что-то получается.
— Ты переехал жить из Казахстана в Беларусь. Не буду спрашивать о причинах, наверняка это было непростое решение. Скажи лучше, на твою работу переезд как-то повлиял? География заказчиков, может, изменилась или заработок?
— Конечно повлиял, и очень сильно. В Алма-Ате я работал в офисе, на конторы, вся география была у меня казахстанская. И какие-то левые заказы, которые я брал в дополнение к основной работе, тоже были местные, алма-атинские, казахстанские.

А вот в Гродно у меня с офисной работой не сложилось: местные предприниматели за это много не платят, да и о том, что такое копирайтинг, они имеют очень смутное представление. Считают это чем-то вроде неквалифицированного труда. Что такого сложного — текст написать?

Соответственно, в офисе я проработал недолго, около полугода. Принял решение работать дома, и вот уже три года точно я работаю с удаленными заказчиками. Москва, Петербург, Минск, Калининград, Лондон. Заказов из Казахстана нет. Не знаю почему. За всё время, что живу в Беларуси, выполнил всего два заказа из Алма-Аты. Хотя обращаются постоянно. И цены вроде бы устраивают, и сроки, и прочие условия. Но всё заканчивается на стадии «ок, я перезвоню». Мистика.

По уровню зарплаты — первое время имел сильно меньше. Но постепенно наработал клиентуру, пару раз уже поднимал цены на свои услуги, и сейчас имею примерно столько же, сколько и в Алма-Ате.
— Скучаешь по Алматы?
— По Алма-Ате скучаю. По Алматы — нет. Я наверное и переехал потому, что в какой-то момент почувствовал, что город перестал быть моим, стал чужим. Конечно, скучаю по родным и друзьям.
— Ты как-то рассказывал, что в прошлой жизни кем только не был — от охранника до дизайнера, от гитариста в рок-группе до тележурналиста. А вот интересно, как ты видишь себя в будущем? Далеко не будем заглядывать, но лет через 10 копирайтинг еще будет жив, как считаешь?
— В будущем я вижу себя на берегу залива GreenBay на Ямайке ))))

А если серьезно, я думаю, что искусство написания текстов за деньги никуда не денется. Это же одна из самых древних профессий. И если она никуда не исчезла за тысячи лет, думаю, что и за десять никуда не пропадет. К тому же, судя по тем процессам, которые происходят в системе образования, человек, умеющий грамотно излагать мысли на бумаге, скоро станет редкостью и диковинкой.

Возможно, изменится подход к написанию, появятся какие-то новые алгоритмы, может, придется освоить некоторые смежные дисциплины. Но сама профессия коммерческого писца будет жить еще долго.
— А дети как относятся к твоей профессии? Им интересно, что ты пишешь, о чём, кому и зачем? Какие у них вообще взгляды на этот наш интернет и его возможности?
— Детям моя профессия не шибко интересна. Не знаю, к счастью это или к сожалению. По крайней мере они не собираются в копирайтеры и интернет-маркетологи: старший выбрал и уже осваивает в колледже искусств профессию хореографа, младшая метит в великие актрисы.

С интернетом они, как и большинство современных детей, на «ты». Прекрасно гуглят, могут найти всю нужную информацию. Зависают в соцсетях. В контенте не ограничиваю, зачем? Запретишь что-то — точно посмотрят.
— Не говорят: «Пап, ты же писец, напиши нам сочинения про отцов и детей»?
— Папа говорит «нет». Папа может объяснить, как написать, подсказать, куда нужно заглянуть, чтобы написать. Но прям вот писать — нет. Пусть мучаются, пытаются, учатся делать всё самостоятельно.
— Бывает у тебя такое, что дедлайны уже маячат, а сил писать совсем нет? Как справляешься?
— Стараюсь не доводить проект до дедлайна. Всегда, когда разговариваю с клиентом о сроках, беру запас по времени на всякие форс-мажоры и прочие катаклизмы. Поэтому я даже уже и не помню, когда у меня было такое.

Про выгорание и «сил нет писать»: я потому и принял решение о двух выходных. Вполне хватает, чтобы восстановиться после трудовой недели. Но в большой отпуск всё равно хочется.
— Судя по твоим статьям, ты не просто берешься за текст, пишешь и сдаешься. Ты вникаешь в замыслы заказчика, можешь помочь с аудитом контента, юзабилити, дизайном, прототипированием и даже немного с SEO. Скажи, клиенты доверяют тому, что всё это может сделать один человек?
— Клиенты смотрят на мою дату рождения, на фото в профиле или на сайте и понимают: человек немало повидал в жизни, много кем поработал (ты задавала же мне выше вопрос с перечислением моих навыков, помнишь?) и наверняка кое-что умеет. Скорее всего, не врет.

А если серьезно, я всегда стараюсь объяснить заказчикам, что всё это звенья одной цепи, составляющие полезности проекта и нужно смотреть на проект в комплексе. Самый лучший в мире текст в обрамлении вырвиглазного дизайна и на кривом сайте в пятой сотне поисковой выдачи никакой пользы заказчику не принесет. Даже если его напишет сам Ильяхов.

Был один случай, когда мы с клиентом чуть не разругались, и я подумывал бросить проект и вернуть деньги. К счастью, здравый смысл победил, мы прообщались около двух часов по скайпу и нашли отличное решение.

Ну а потом, в копирайтинге сейчас очень высокая конкуренция. В профессию идет много народу, который думает, что писать тексты легко и просто. Такой комплекс — это мое своеобразное УТП. Копирайтер, который умеет чуть больше, чем просто писать.
— Как считаешь, а самим предпринимателям сегодня какие дополнительные качества и навыки нужно прокачивать, чтобы поспевать за миром и его технологиями?
— Самым важным умением я считаю умение работать с информацией. Найти, проанализировать, сделать вывод. Не помешает узнать и понять, что такое социальные сети и как в них можно продвигать свой бизнес. Не поверите, но до сих пор большая часть предпринимателей не относится серьезно к соцсетям и интернет-продвижению в целом. Они даже не знают, что там можно делать деньги!

Еще одно. Предприниматель обязан знать хотя бы основы маркетинга. Без этого сегодня нормальный бизнес не построить, тем более в интернете. Ни фабрику построить, ни ноготочки в инстаграме продвинуть.
— Как относишься к онлайн-образованию? Веришь, что за ним будущее?
— Прекрасно отношусь. И в то, что за ним будущее, охотно верю. Это лет десять назад, когда интернет был слабенький и по талонам, в онлайн-обучение верилось слабо. Сейчас для этого есть все возможности.

Я даже был бы рад, если бы в школах какие-нибудь предметы переводились постепенно в онлайн-формат.
— Ты будешь выступать на конференции «ДавайПиши» с темой про грамотное и корректное ТЗ копирайтеру. Кто должен обязательно прийти тебя послушать и почему ты считаешь тему важной?
— Должны прийти все, с семьями, друзьями и домашними животными. И предприниматели, и те, кто собирается стать предпринимателем, и копирайтеры. Почему я считаю эту тему важной? Потому что ТЗ или бриф — это основа взаимопонимания заказчика и исполнителя. От того, насколько точно будет поставлена задача, зависит насколько качественный результат получится. Не буду здесь много рассказывать, лучше расскажу всё на конференции. Но тема важная — факт.
— Есть у тебя девиз / мантра / внутренний гимн — называй как угодно, фраза, которая помогает держаться на плаву и служит маяком для твоих решений?
— Даже не знаю, я ж не барон какой или царь, чтоб девизы себе заводить. С мантрами у меня тоже как-то не очень. И гимны я не пою. Маяком для моих решений служит в первую очередь семья. Ее благополучие и толкает меня на всякие трудовые подвиги.

Как видите, тема выступления у Александра наболевшая для многих заказчиков — ТЗ умеют составлять не все. Впрочем, и авторам будет полезно узнать, как лучше составить бриф, чтобы не испугать клиента десятками вопросов. Приходите!
Вопросы к интервью подготовила
Юлия Третьякова
Копирайтер, редактор, куратор текстовых курсов. Голос телеграм-канала «Писать и никаких гвоздей». Спикер конференции «ДавайПиши»