Интервью
Мария Фомичева
Менеджер проектов, контент-маркетолог, журналист. В июле 2016 года создала собственный проект TastyChange.
Мария Фомичева — человек-драйв. «Делаю невозможное возможным», — пишет Мария о себе. И действительно, делает. Успевает работать над своими и чужими проектами, зажигать энергией, путешествовать и совершать спонтанные поступки, которые приводят к крутым поворотам в жизни.

В интервью мы решили разузнать обо всём подробнее.
— Маша, ты называешь себя менеджером проектов и контент-маркетологом. Расскажи, какие услуги чаще всего оказываешь, за каким результатом к тебе идут клиенты?
— Сейчас я работаю менеджером проектов и аккаунтом в агентстве, пишу тексты на фрилансе, развиваю собственное агентство 2Guns и докручиваю свой новый travel проект Tasty Change. Времени для новых клиентов практически нет, но приходит ко мне три категории людей.

Первым нужно разработать лендинг с нуля. В этом случае я выступаю не только как копирайтер, но и полноценный менеджер проектов. Провожу брифинг, анализирую рынок, разрабатываю прототип, подбираю дизайнера, верстальщика и при необходимости программиста, создаю ТЗ на работу и принимаю результат. В итоге клиент получает от меня полноценный сайт — самому ему ни о чём, кроме включенной работы на этапе брифинга, делать не нужно.

Вторая категория — люди, которым нужен только текст и прототип. Остальная команда у них есть, требуется только провести брифинг, проанализировать рынок, написать текст и создать прототип, который дальше клиент самостоятельно превращает в сайт. Либо нужен только текст для анонса продукта или услуги в социальных сетях и на других площадках.

Третья категория людей — те, кто хочет научиться писать лучше. Я испробовала разные форматы обучения продвижению в соцсетях и в итоге нашла самый эффективный — такого ни у кого больше не видела. Пока его рабочее название «редакторское сопровождение», но я сейчас думаю, как назвать этот формат интереснее.
— Расскажи, пожалуйста, подробнее про это редакторское сопровождение.
— Суть в том, что человек приходит ко мне с запросом «Хочу писать захватывающе, весело, интересно. Пишу много, но, когда выпускаю пост, лайков и комментариев немного». В ответ я предлагаю такой формат работы: человек пишет посты для своего проекта сам, а я их редактирую, попутно объясняя, почему я исправила эту фразу, поменяла абзацы местами или изменила структуру до неузнаваемости.

В итоге клиент получает полностью отредактированный мною текст и обучение на практике и живых примерах. Мне очень нравится такой формат сотрудничества, планирую и дальше его развивать.
— Ты — сооснователь digital-агентства 2Guns. Скажи как предприниматель, что тебе ближе в работе: холодное и расчетливое планирование или спонтанно-внезапное, в духе «сначала делаю то, от чего сносит крышу, а там посмотрим»?
— С агентством у нас получилась достаточно забавная ситуация. Год назад мы с Лешей (1 декабря у ребят свадьба — прим. ред.) решили вместе создать агентство. К тому моменту к нам частенько приходили запросы на разработку сайтов и прототипов, а я уже 5 лет на фрилансе писала тексты. В результате долгих мук творчества придумали название 2Guns, сделали сайт... потом поругались и не запустились. Я ушла на работу в офис, Лёша тоже остался менеджером проектов в своем агентстве.

Прошел год. Я как раз отвечала на этот вопрос интервью, когда Леша сообщил, что очередной заказчик согласовал прототип — можно приступать к дизайну. И тут меня осенило.

— Леша, — спрашиваю я с круглыми глазами, — логотип какого агентства будет в подвале этого сайта?

— 2Guns, конечно, — без тени подозрения отвечает он мне.

— Леша!!! Я же как раз в интервью пишу, что мы с тобой агентство так и не запустили! А сами уже второй год сайты делаем под этим названием! Ты понимаешь, что мы все-таки запустились и сами не заметили?? :)

В общем, возвращаясь к первоначальному вопросу, каждый предприниматель для начала должен понять, что он все-таки запустил свой бизнес (не будьте как мы) :).

При этом я не вижу смысла разделять холодный расчет и спонтанное планирование — я их всегда совмещаю. Долгосрочные цели я ставлю на основе холодного расчета. А вот тактические задачи решаю в режиме спонтанности и творчества. Для меня такой формат наиболее эффективен.
— Кстати, а от чего может снести крышу в работе? Какие проекты у тебя самые любимые?
— Мои самые любимые проекты всегда связаны с путешествиями. Это всевозможные поездки, планирование маршрутов, гиды и экскурсоводы. Словом, всё, что помогает расширить границы (международные и ментальные) и выйти за пределы привычного восприятия мира. Поэтому я сейчас активно готовлю новый проект на стыке маркетинга и travel. Больше рассказывать ничего не буду — все новости в следующем году.
— Вспомнишь вот так сходу, какие моменты в жизни ты могла бы назвать поворотными? Такими, что свернула, и всё — новый мир и новая жизнь с другими мыслями, людьми, приоритетами и целями.
— В моей жизни было очень много поворотных моментов.

Когда в 22 года я на спор переехала из Вологды в Москву и сразу же повысила свой доход в 6 раз.

Когда в 28 уволилась и практически без денег переехала в Австрию, кардинально сменила профессию с категорийного менеджера на копирайтера и уже через год работала журналистом в австрийских СМИ.

Когда в прошлом году спонтанно поехала в Питер, еще более спонтанно осталась, познакомилась с Лешей, осталась ради него в России и сейчас готовлюсь к свадьбе.

Уверена, что таких поворотных моментов будет еще много — я без них не умею :)
— Твой главный секретный секрет против упаднического настроения?
— Когда мне плохо, грустно и одиноко, я начинаю планировать новое путешествие. В последнее время не получается так много ездить, как раньше. Зато летом я впервые побывала в Крыму, а сейчас готовлюсь к своей первой поездке в Тбилиси.
— Ты родилась в Вологде, да? Почему захотелось уехать? Да не просто уехать, а попутешествовать на славу, прежде чем осесть в Питере?
— Если честно, я ничего такого не планировала. Меня просто зацепили слова одного знакомого, что я не смогу переехать в Москву и получать хорошую зарплату… Через месяц я уже жила в Москве и получала больше него.

Потом, уже работая в Москве на хорошей должности с высокой зарплатой, я поняла, что занимаюсь не своим делом, уволилась и отправилась в Европу — искать себя и свой путь, как бы банально это ни звучало. Почти сразу же я начала писать — потому что справиться с такими переменами и полной сменой социального окружения без рефлексии и общения хотя бы с блогом было невозможно. Так я достаточно быстро нашла свой путь — и более с ним не расставалась.

— Австрия, Сербия, Черногория, Германия… Где еще ты жила-была? Как удавалось всё это совмещать с работой?
— Я объездила всю Европу вдоль и поперек. Не забиралась только в дальние уголки, например, в Португалию. До сих пор мечтаю там побывать. Еще мечтаю объездить Южную Америку — уверена, что этой мечте скоро суждено сбыться.

С работой совмещать было непросто, пока я не нашла собственный баланс. Помню, как приехала в Мюнхен и 3 дня не выходила из номера, потому что был дедлайн в газете. Было так обидно, что я решила работать в форме «то пусто, то густо». Когда 2 недели сидишь и пишешь, сдаешь всю работу за месяц, а потом 2 недели путешествуешь. Получилось волшебно — сначала концентрируешься на важном, а потом на приятном.
— Подглядела у тебя в Инстаграме старый пост про австрийский КВН. Расскажи, что это за история? Связана ли она с твоим увлечением стендапом?
— Конечно, связана. Когда я жила в Австрии, играла в европейском КВН, была капитаном австрийской команды КВН. Редакторами, которые нещадно резали наши сценарии, были ребята, в прошлом выступавшие в Высшей лиге КВН, а потом создавшие Comedy Club Europe. От них я заразилась любовью к Stand Up, начала изучать литературу по этой теме и писать первые тексты. Сейчас я фишки стендапа использую во всех видах текстов, включая продающие. Именно об этом я рассказывала на прошлой конференции.
— Ты пишешь, что жесткая как к самой себе, так и к окружающим. В чём это проявляется? Что должен сделать (или не сделать) человек, чтобы тебя разочаровать, огорчить или выбесить?
— Больше всего на свете я не люблю непрофессионализм. Причем не когда человек чего-то не знает, но стремится узнать — таких людей я как раз уважаю и обожаю. Я ненавижу, когда человек не разбирается в теме, не считает нужным ее изучить, при этом считает свое мнение единственно верным и высказывает его на каждом шагу — всем, кто спрашивал и кто нет.

Я очень люблю людей с огнем в душе, которые горят своей жизнью, идеями, проектами и работой. Около них тепло и радостно. Около них хочется жить и творить.

— Как думаешь, предпринимателям сегодня легче или трудней, чем их коллегам, скажем, 90-х или начала XX века? Много технологий, возможностей, другая скорость жизни — это облегчает работу или усложняет?
— Я думаю, предпринимателям сейчас гораздо проще, чем раньше. Как раньше было? Пришла тебе в голову идея, нужно отправить дворецкого запрячь барину лошадей, сесть в повозку, доехать до вероятных партнеров за пару сотен верст, сыграть с ними в покер, проиграть пару борзых и крепостных, потом вспомнить, что идею же какую-то хотел обсудить… но уже забыл какую.

Сейчас, если осенило, сразу идешь гуглить, смотришь конкурентов, анализируешь спрос — и на следующих день ты уже в теме. И даже партнера на другом конце мира нашел, если нужно.
— Тогда какие знания, навыки и достижения считаешь самыми важными для предпринимателя в наши дни? Чем сейчас нужно овладевать, чтобы быть на коне?
— Мне кажется, самыми важными являются три качества. 1. Умение ловить идеи в воздухе и находить их у себя под ногами. 2. Умение гибко подстраиваться и адаптироваться к малейшим изменениям рынка. 3 Любовь к людям и умение строить с ними отношения.
— В прошлом году на конференции «Копирайтинг. Седьмой сезон» твоя тема про стендапы зашла на ура. А что ты готовишь для участников конференции «ДавайПиши»? Кто обязательно должен попасть на твое выступление и почему?
— В этом году я готовлю выступление специально для целеустремленных, но спонтанных и ленивых людей (таких же, как я :) ). Я долго искала решение для ситуации, когда вроде и по контент-плану хочется работать — продумать стратегию достижения цели и четко к ней идти.

С другой стороны, написание текстов — это творческий процесс. Хочется спонтанно писать, о чём хочется, что волнует, а не о том, о чём недвусмысленно намекает безжалостный контент-план. Как много людей запнулось на этом этапе, в итоге плюнуло на план и стратегию вместе с ним? Я нашла решение и поделюсь им 26 ноября. Как всегда, будет системно с инструкциями и примерами — по-другому я не умею :)
— Давай пофантазируем. Как ты представляешь будущее своей профессии?
— В будущем искусственный интеллект будет писать очень крутые тексты, управлять проектами лучше человека, поэтому моя профессия будет скорее всего уже совсем другой. Какой — я и сама не знаю, но тем интереснее жить в этом непредсказуемом и захватывающем мире :)
Мария заинтриговала ответом на вопрос о выступлении на конференции. Обязательно придем послушать о том, как объединить творчество и стратегию. И вам рекомендуем, приходите.
Вопросы к интервью подготовила
Юлия Третьякова
Копирайтер, редактор, куратор текстовых курсов. Голос телеграм-канала «Писать и никаких гвоздей». Спикер конференции «ДавайПиши»
Made on
Tilda