Интервью
Ната Заяць
Главред блога WebPromoExperts, контент-маркетолог, коммерческий писатель.
Откуда только не приходят в редактуру — смена профессий особо не удивляет. Но глядя на азарт, трудолюбие, меткие посты Наты Заяць, сложно поверить, что когда-то она трудилась в таможенной службе. Кажется, что с текстами Ната работает всю жизнь.

Мы не берем в спикеры теоретиков, так что, конечно же, перед вами стопроцентный практик. В интервью Ната рассказала о том, что помогает ей создавать контент-стратегии, гореть делом и находить авторов для статей, которые мы с удовольствием берем в группу «ДавайПиши».
— Ната, давай сначала об актуальном: редактор или редакторка?
— Я по четным дням редактор, а по нечетным редакторка. Не против феминитивов, но к себе как-то не применяю. Живу в провинции, тут слова диджитал-то никто не знает — еще какой-то редакторкой людей пугать.
— Редакторство в WebPromoExperts — это ведь не единственное, чем ты занимаешься? Расскажи, какие еще проекты ведешь?
— Больше всего люблю делать контент-стратегии. Вот сейчас как раз сложная задачка, когда и каналы продвижения все задействованы, и экспертные статьи есть, и рассылка, и даже видеоуроки. А выхлопа нет. Разбираюсь. И пишу, конечно: лонгриды для бизнеса, статьи, тексты для лендингов. Недавно сделала свой сайт, где наконец четко и понятно (прежде всего самой себе) объяснила, что умею и чем полезна для бизнеса. Загляните :)

Редактор, который сам пишет мало, — плохой редактор. А если ты редактор блога о маркетинге, то этим самым маркетингом должен сам заниматься, чтобы не утратить нюх.

— Если ты берешься поработать на заказ, то как выбираешь проект? По людям, которым нужна помощь, по тематике, задачам, гонорару или как-то еще? Где у тебя щелкает, когда ты понимаешь, что да, вот это интересно, могу, хочу, берусь?
— Если человек готов давать обратную связь, участвовать, работать вместе, то я возьмусь за проект. Вот это «я вам деньги плачу, а вы меня про УТП спрашиваете» — не моя история. Здорово работать для человека, который горит своим делом. Слушает и слышит. Тогда получается очень круто.

Я не берусь за проекты, где о политике, медицине, ICO. Просто потому, что для таких проектов нужны спецы с опытом работы именно в этих сферах.

Цена на услугу у меня зависит от задач и сложности проекта. Поэтому всегда принимаю решение о стоимости работы после изучения заполненного заказчиком брифа.
— А что происходит в личке, когда к тебе приходит очередной запрос «нужен копирайтер/редактор, помогите»?
— Я отправляю всех в «ДавайПиши». Иногда даю контакты девочек-копирайтеров, с которыми работала.
— Что выясняешь о проекте в первую очередь? По каким признакам понимаешь, что вот с этим клиентом ничего не сложится, а вон с тем — наоборот?
— Если человек говорит: «Я перепробовал миллион копирайтеров, все дураки, а вас мне посоветовали», — то я сразу говорю, что занята. По горло. До следующего года. Как правило, с таким заказчиком много проблем. На самом деле я только в процессе сбора материала для статьи «Десять признаков клиента, которому надо говорить "нет"». (Это шутка.)
— Не могу пройти мимо и не сказать о твоем таланте писать кратко и метко. И это не только про посты в Фейсбуке, но и про некоторые твои подводки к статьям. Что тебе помогло научиться этой меткости?
— Довлатов. Я была очарована его «Соло на Ундервуде». Помню, был 1991 год, и я купила эту книгу в Питере на раскладке. Она была в мягкой обложке, и я начала читать прямо там, на улице. Очнулась, когда продавец стала собираться домой. Именно тогда я поняла, что такие заметочки — мое до мозга костей. Не спрашивайте, сколько раз я перечитывала «Соло». Много.
— Писала в детстве какие-нибудь мемуары или заметочки?
— Да. Веду дневник с 14 лет. У меня есть ЖЖ про детей. Там заметки счастливой женщины. Сейчас я понимаю, что очень счастливой.
— А Ната Заяць маленькая сильно отличается от той Наты, которая выросла в тебя нынешнюю? Осталось у вас что-то общее до сих пор?
— Я гораздо спокойнее стала. Не несу свою правду людям насильно. Раньше грешила этим очень. Но я осталась очень любопытной. Мой девиз с детства: «Любопытство — двигатель прогресса».
— Традиционный вопрос о детях. Твои девчонки уже знают, чего хотят от жизни, кем станут? Что они говорят о твоей работе?
— Не уверена, что знают. Я очень такая, знаешь ли, «ведущая мать». Сейчас работаю над тем, чтобы перестать хотеть всего вместо них. Дать им больше воздуха. Младшая считает меня писателем, а старшая — универсальным солдатом. Им было трудно понять, как мама вдруг перестала носить форму и ходить каждый день на работу. Но сейчас уже привыкли. Говорят, что теперь я работаю больше, чем раньше (если им верить, то «всё время»).

— У тебя есть большущая статья о личном продвижении в Фейсбуке. А на каких площадках ты еще себя продвигаешь?
— Ну я люблю Телеграм. Хотя не вкладываю деньги в продвижение, и мой канал растет медленно. Инста мне не так зашел. Там нужно тщательно готовить фотоконтент, уметь делать красивые сториз. А мне милее просто писать, что в голову взбредет. Без всякого плана. А Инстаграм любит обработанные фото, красивенькие надписи, продуманный подход. Самый неспонтанный канал продвижения, между прочим. Есть еще профиль в LinkedIn, но там я просто продвигаю статьи блога WebPromoExperts.
— Я нашла тебя и в Pinterest, и на «Медиуме», и да, даже в LinkedIn видела статьи. У тебя где-то под редакторским пиджачком еще две руки припрятано? Невозможно же вот это вот всё успевать в две руки!
— Я всегда работала быстро с информацией. Привыкла.
— Сколько минут/часов в день ты проводишь в Фейсбуке?
— Это рабочий инструмент. Там все переписки. Там я изучаю рынок, его тренды, лидеров мнений, новости поисковых систем и сервисов для маркетологов. Поэтому много. Точно не подсчитывала. Но если у меня есть срочный проект, то выключаю Фейсбук совсем, отвлекает.
— Насколько ты готова раскрываться публично? Какие темы считаешь важным и нужным обсуждать, а какие — табу?
— У меня два аккаунта. В одном я говорю о политике, о своем городе, о своей стране, о детях, муже. У меня там целый сериал с двумя главными героями: муж (он же Полудрагоценный В) и младшая дочь Никушкахорошаядевочка. Вот прямо так, одним словом. Про старшую дочь не пишу, потому что знаю, что она против. Она закрыта ровно в той мере, в какой открыта я.

Для меня в этом аккаунте нет табу. И это не всем нравится. Но такова уж я.

Второй аккаунт, скажем так, скромнее и толерантнее. Легко быть белой и пушистой, когда идешь ругаться в другое место :) Но делюсь полезными вещами. Считаю нужным обсуждать свою работу, потому что я ее люблю. Она меня волнует так же сильно, как война, экология, подростковый козлизм, долгие отношения в браке, изменения человека с возрастом.
— Ты как-то говорила, что не можешь больше работать из дома постоянно и что коворкинги или кафе спасают. Что думаешь об этом сейчас? И что выберешь в непогоду: идти в офис/коворкинг или остаться дома?
— Если прям льет как из ведра, конечно, останусь. Но дома я работаю дольше, больше, я запойный работник такой. Мне нужно очень сильно себя контролировать, чтобы быть в гармонии.
— В этот раз для конференции «ДавайПиши» ты заявила тему о саморедактуре. Приоткроешь завесу? Что именно ты готовишь и кому надо прийти на твое выступление обязательно?
— Я буду признаваться в любви к Ильяхову и расскажу о своем опыте. А приглашаю тех, кому именно мой подход интересен. У меня уже некий профдеформ, и я пишу, как редактор. Возможно, маленького редактора должен растить в себе каждый копирайтер.
— Ната, последний вопрос у нас про всякое внезапное. Вот скажи, будь у тебя возможность раз в жизни выбрать любую суперсилу, что бы ты вытянула?
— Уметь радоваться жизни здесь и сейчас. Ничего на свете нет лучше этого.

Радуемся и ждем выступление о саморедактуре. Приходите обязательно — не так часто удается послушать Нату и перенять хотя бы часть ее опыта и мастерства.
Вопросы к интервью подготовила
Юлия Третьякова
Копирайтер, редактор, куратор текстовых курсов. Голос телеграм-канала «Писать и никаких гвоздей». Спикер конференции «ДавайПиши»
Made on
Tilda