Интервью

Александр Олешко

Психотерапевт, коуч, бизнес-тренер, актер и преподаватель театра «Черный квадрат».
Александр Олешко — психотерапевт, коуч, бизнес-тренер, актер и преподаватель театра «Черный квадрат». 6 лет он помогает справляться с проблемой эмоционального выгорания в бизнесе, 3 года проводит корпоративные и личные тренинги публичных выступлений. Недавно Александр конвертировал свой опыт живых тренингов в онлайн-формат и запустил курсы «Антивыгорание» и «Открой рот».

В интервью Александр рассказал о том, какими дорогами можно прийти из криминалистики в гештальт-терапию, как понять, что наступило выгорание, и всем ли подходит принцип «меняйся или сдохни».
— Привет, Саша. У тебя какой-то невероятный послужной список и множество социальных ролей: преподаватель и актер театра импровизации, эксперт-криминалист, директор рекламного агентства, тренер, психотерапевт, антикризисный менеджер. Скажи, как все эти роли уживаются в одном человеке? Что повлияло на выбор профессионального пути?
— Все эти роли сделали меня тем, кто я есть сейчас. Из всех ролей на данный момент остались такие: основатель и руководитель тренинговой компании Oleshko.pro, психотерапевт, актер и преподаватель театра «Черный квадрат». Когда я думал, куда поступать, я выбирал между профессиями психолога и эксперта-криминалиста. Выбрал все-таки второе и отучился в Академии МВД. А сейчас, через столько лет, снова вернулся в психотерапию.
— У тебя есть тезка — актер и телеведущий Александр Олешко. Были какие-нибудь забавные ситуации, связанные с тем, что искали его, а находили тебя?
— Александров Олешко довольно много. В городе, откуда мои родители родом, есть улица Олешко. Во «Вконтакте» или Фейсбуке видел группу «Олешко объединяйтесь», и там тысячи моих однофамильцев. Поэтому случаев не было.
— Ты вырос из менеджера по продажам, а потом руководил тем же рекламным агентством, где начинал. Скажи, этот опыт продаж как-то помогает тебе сейчас, на нынешнем поприще оратора, ментора и бизнес-тренера?
— Конечно, помогает. Опыт в продажах научил меня убеждать, работать с возражениями, отстаивать свою точку зрения, держать коммуникативный удар. Эти навыки, наверное, полезны каждому. Это, знаете, как: техническое образование не помешает любому мужику, чтобы мыслить четко, логично, системно. Также и навык менеджера по продажам точно в жизни пригодится: сможешь выбивать скидку на апельсины, квартиры, машины…
— Какой внутренний порыв побудил тебя пойти в гештальт-терапию после криминалистики и рекламы?
— В юности я мыслил так: «Надо бизнес запускать, корпорации строить! А что эти психотерапевты? Сидят себе какие-то старпёры в разноцветных носках, что-то пыхтят». Я открывал агентства, работал в рекламе. А потом меня накрыла скука. Я наладил все процессы в агентстве, команда работала, а я начал выгорать без драйва и чего-то нового. И вспомнил про мечту детства — психологию. Теперь я сижу в разноцветных носках, ко мне приходят клиенты и рассказывают: «Мы корпорации строим. А внутри пустота». И я помогаю им с этим справиться.
— Саша, в одном из описаний твоих курсов мне попалась фраза про 100% экологичные техники, которые ты применяешь. Расскажи, какой смысл ты вкладываешь в эти слова?
— В каждом моем тренинге между упражнениями есть связка, терапевтическая история. Все мои тренинги основываются на философии гештальт-терапии. И мне это очень нравится, потому что это глубоко и емко.

Я веду много крупных клиентов — корпорации на десятки тысяч человек. И периодически их руководители мне хвастаются: «Мы тебя любим за две вещи. Первая: если вдруг твоя программа не заходит аудитории, ты не продолжаешь с отмороженным лицом ее рассказывать, чтобы просто отработать свои деньги. Ты на ходу меняешь способы донесения или стараешься предварительно раскачать слушателей. Это круто! А вторая: ты не просто прошелся по популярным тренингам, собрал отдельные упражнения и слепил из них свой. Чувствуется, что ты глубоко понимаешь свои тренинги».

Психотерапевтическое образование и практика дают мне эту глубину. И от этого я кайфую.
— А какие тренинги тебе проводить интересней — онлайновые или офлайновые? И почему.
— У всего есть плюсы. В офлайне приятно, потому что есть моментальная обратная связь по каждой теме и шутке. Офлайн мне нравится контактом, камерностью, теплотой. А у онлайн-продуктов совсем другая технология: это система, методология, программирование результатов участников. Онлайн мне нравится масштабом.
— Ты эксперт в теме выгорания и считаешь, что это состояние страшно тем, что следующий этап — депрессия. Скажи, можно ли выгореть на работе, которую ты ну очень любишь, когда живешь своим делом и готов отдаваться ему целиком и полностью?
— Да, зачастую так и выгорают. Выгорание не зависит от того, любишь ты или не любишь свою работу. Может быть несколько причин. Например, у человека проблемы с тайм-менеджментом, он берется за множество задач, стресс и усталость накапливаются. И он «горит»: проводка не выдерживает.

Вторая причина — неумение работать со своим стрессом. То есть у человека нет отлаженных механик, чтобы с этим справляться.

Третья причина — бессмысленность. Когда ты что-то делаешь по привычке, по навязанным шаблонам, но не видишь глубинного смысла этого. В курсе «Антивыгорание» я как раз и учу выкапывать из «чувствилища» свои истинные потребности: из-под завалов навязанного родителями, установок социума, чего-то самостоятельно на себя взваленного.

Четвертая возможная причина — разрушение легенды. Я называю это «словить глюк». Например, человек себе что-то нафантазировал о деятельности компании или об открытом бизнесе. А потом в какой-то момент он понимает, что его фантазия не сходится с реальностью.
— У нас аудитория — предприниматели и фрилансеры. Мне кажется, это группа риска, люди, которые живут своими проектами и могут не заметить выгорания. Скажи, как им самостоятельно можно обнаружить у себя это состояние? Есть какие-то четкие стадии перехода от нормального состояния к выгоранию?
— Есть четкие признаки выгорания:

1) Ничего не радует

2) Упала работоспособность

3) Всё больше прокрастинирую

4) Раздражают коллеги и родные

5) Нет сил и энергии что-либо делать

6) Начинаю ненавидеть любимое дело

7) Не вижу будущего и смысла в отношениях

8) Больше времени провожу в соцсетях и играх

9) Больше трачу денег, чтобы хоть как-то себя порадовать

10) Выросло потребление табака, кофе, алкоголя или сладкого

11) После сна, выходных и отпуска не чувствую себя отдохнувшим.

Обобщить эти признаки можно так: притупились эмоции, исчезла эмпатия, не радует то, что раньше радовало. Если три и более совпадений, вероятно, это выгорание. Если вернулся после отпуска неотдохнувшим, я бы вообще заподозрил депрессию — следующую стадию после выгорания.
— А есть техника или техники безопасности, чтобы не выгорать? Какие-то простые, понятные действия в духе делай раз, делай два, делай три.
— Делай раз: разберись, что помогает лично тебе выводить стресс.

Второе: смыслы. То, о чём я уже говорил: то, что ты делаешь, — это твои истинные потребности или навязанные?

Третье: наполняй и балансируй все составляющие своей личности.

1) Эмоциональная: новые знакомства, новые впечатления, начни заниматься тем, чего раньше никогда не делал.

2) Рациональная: обрабатывай новую информацию.

3) Физическая: выбери спорт или зарядку себе по душе.

4) Духовная: медитации, молитвы, что угодно, лишь бы вам было от этого хорошо.
— Твой жизненный принцип «меняйся или сдохни». У меня такое ощущение, что эта мантра подойдет далеко не всем. Как ты считаешь, какой категории людей он «зайдет» и даже поможет, а кому надо искать какие-то другие подходы и мотивирующие цитаты самому себе?

— Да, это достаточно категоричное утверждение, оно отсеивает людей, не готовых меняться. Мне оно заходит.

У меня есть еще один принцип, понежнее: я так не люблю меняться, но я так люблю быть измененным. Практически любой человек хотел бы знать плюс один язык. Но для этого нужно измениться: учить грамматические формы, неправильные глаголы…

Практически каждый хочет быть здоровым и кубики на животе. Но далеко не все занимаются спортом.

В бизнесе всё то же самое: меняйся или уходи с рынка. Сейчас повсеместно выстраиваются продажи через чат-боты. Те, кто работал в CRM-ке или экселе, начинают «загибаться». Так что это не только мой жизненный принцип, этого требуют технологии.
— В психологических статьях часто встречаются фразы типа «измени свое отношение к происходящему, и всё наладится». Но ведь на самом деле изменить свое мировоззрение невозможно по щелчку пальцев, да? Через какие этапы нужно пройти, чтобы поменять свою стратегию поведения?
— Нет смысла себя кошмарить в тех ситуациях, где ты ничего не можешь поменять. Как минимум можно поменять к ним отношение. Как максимум — найти в них для себя какой-то ресурс, преимущество. Тогда вообще огонь.

Найти новый способ реагирования на старые события помогает коктейль: психотерапия и импровизация. Они дают нам новые модели поведения, которые лучше и продуктивней.
— Что ты посоветуешь человеку, который находится на стадии принятия и осознания своей проблемы, — индивидуальную работу с гештальт-терапевтом или тренинг, где работает групповая динамика и общий дух прозрения, перемен, развития «чувствилища», как ты говоришь?
— Это зависит от запроса человека. Если он боится выступать, то ему лучше пойти на тренинг по публичным выступлениям, овладеть реально работающими инструментами, а заодно получить побочный эффект в виде уверенности в себе. Ковыряться с психотерапевтом в страхах долго и дорого. Для каждого запроса есть свой оптимальный инструмент: тренинги работают с одним, «позитивщики» — с другим, гештальт — с третьим. Всё индивидуально, нет золотой таблетки.
— В апреле мы проводим конференцию по продуктивности и самоорганизации. Расскажи о теме, с которой ты выступишь. Кому будет полезно тебя услышать и какие техники можно будет применить после твоего вебинара?
— Я расскажу, как на практике внедрить систему Getting Things Done (GTD), в переводе с английского это означает 'доведение дел до завершения'. Я ее практикую и исповедую уже 8 лет. Я как творческий человек и как психотерапевт вкрутил в эту систему недостающие инструменты. И готов ими поделиться.
Мое выступление будет полезно тем людям, которых утомляет планирование. То есть не моим любимым «задротам», у которых всё по полочкам. А более творческим людям, у которых есть необходимость упорядочить свою работу или бизнес. Разобраться в этом мне помог и прошлый опыт работы одновременного ведения трех бизнесов, и нынешний опыт: параллельное ведение нескольких онлайн- и офлайн-продуктов.

Главное отличие моего выступления от остальных тренингов по планированию: я не просто даю задачки, я даю смыслы. Я даю то, что цепляет, то, что коррелирует именно с тобой.
Самый ценный опыт — прожитый лично. Самые ценные советы — которые можно применить на практике. Поэтому ждем лайфхаки Александра для эффективного планирования и хотим познакомиться ближе.

Мы не берем в спикеры теоретиков, мы ищем интересных людей, задаем им самые разные вопросы и таким образом знакомим их с вами.

Прочитать другие интервью:
Вопросы к интервью подготовила
Юлия Третьякова
Копирайтер, редактор, куратор текстовых курсов. Голос телеграм-канала «Писать и никаких гвоздей». Спикер конференции «ДавайПиши»