Интервью

Катерина Орлова

Фотограф и продюсер трех бизнес-проектов в нише фотографии. Руководитель онлайн-фотошколы «Лаборатория фотобизнеса»
Катерина Орлова, у которой мы взяли наше новое интервью, говорит о своем деле так: «Основная идея, миссия и цель — показать людям, что мир прекрасен».

Интервью при этом получилось очень практичным, с рекомендациями о том, как выстроить процессы в бизнесе, где найти фотографа и как показывать свою работу в инстаграме, если кажется, что снимать нечего.
— Екатерина, как бы вы рассказали о том, чем занимаетесь, за 3 минуты?
— Всем привет! Меня зовут Катерина Орлова, я фотограф и продюсер трех бизнес-проектов в нише фотографии. Помимо фотосъемки, я занимаюсь развитием фотостудии, провожу фототуры по миру и организую курсы — как свои, так и других преподавателей — в рамках собственной онлайн-фотошколы, которая называется «Лаборатория фотобизнеса».
Основная идея, миссия и цель — показать людям, что мир прекрасен.

Где бы вы ни находились, в любом уголке мира, в любом городе, в любую погоду можно найти что-то прекрасное. Моя цель — показать людям, насколько важно ставить фокус своего внимания в позитив. Вторая цель — помогать женщинам и девушкам самореализовываться через творчество. Они приходят ко мне на курсы, приобретают новую профессию, профессию фотографа, и переходят на такой уровень своей жизни, когда они занимаются любимым делом и при этом зарабатывают.


Кто-то таким образом находит работу в декрете, кто-то меняет старую нелюбимую работу в офисе на новую, которая приносит радость. Кто-то обретает занятия в других странах, проводит съемки для туристов и для русских, которые переехали в эти страны.
— У вас амбициозная цель — стать фотографом с мировым именем. Вспомните свои первые шаги в фотографии, почему вас влечет мировая слава?
— Начало моей карьеры фотографа было банальным. Всё началось в декрете, когда я почувствовала, что быт и однообразные будни стали меня поглощать. Я не получала никакого удовольствия от дня сурка, в который провалилась. Каждый день был похож на предыдущий: я просыпалась, кормила ребенка, мы шли гулять, потом приходили, я укладывала его спать, готовила обед, потом он просыпался, мы снова шли гулять и далее по кругу. Каждый день был таким же, как вчерашний. Это сводило меня с ума.

Я стала искать, как вырваться из этого порочного круга. Фотография возникла не сразу. Я вела выездные регистрации, вела в СММ свадебное агентство, у меня был магазин платьев. Так или иначе все эти занятия вкладывали мне в руки фотоаппарат. Когда я вела регистрации, мне нужно было сделать несколько кадров для фотоотчета. Когда я продавала платья, мне важно было сделать фотографии вместо тех, которые дает производитель, — показать эти платья иначе, дороже, чтобы выйти на нужных клиентов.

Однажды я поняла, что фотоаппарат — это то, что мне нужно. Я почувствовала, что мне нравится этим заниматься, отказалась от всего остального и занялась фотографией.
Я не могу сказать, что мне абсолютно точно нужна мировая слава. Я стремлюсь сделать популярным и доступным для таких же мамочек, как я, стать профессиональным фотографом и зарабатывать деньги. Фотография сейчас очень востребована: все бизнесы продвигаются через социальные сети, весь маркетинг строится через соцсети, а соцсети — это визуальный контент. 50 на 50 фото и видео, но фото имеет очень важный вес. Реализация себя через фотографию — это очень крутая вещь. Особенно, если вам нравится заниматься творчеством.

Я продвигаю эту идею: чтобы как можно больше людей об этом узнали, попробовали себя и получили результат.
— Какие шаги вы делаете к своей цели прямо сейчас? Есть ли какой-то список to-do, который приблизит вас к исполнению задуманного?

— Интересный вопрос. Тема планирования стоит у меня в этом году в приоритете. Я сейчас выстраиваю свою систему планирования: расписала цели на год, разделила их на месяцы, каждый месяц раскидываю их по дням и стараюсь это всё контролировать.

Из ближайших целей — написать книгу по фотографии, которая сможет дать конкретный результат каждой прочитавшей ее девушке. Результат, который сможет зажечь огонек в душе читателей, чтобы продолжать дальше. Тогда хороших фотографов, увлеченных и счастливых людей станет еще больше.
— В чём секрет хорошей фотографии?
— Буквально на каждом семинаре я вывожу формулу хорошей фотографии. Я не даю волшебных таблеток — всё не так просто и очевидно, как может показаться. Хорошая фотография — это всегда знания, помноженные на опыт и навык. Нужно уметь применять на практике три фактора: умение снимать, умение работать с цветами и умение обрабатывать фотографию.

Конечно, эти три детали пазла тоже можно поделить на более точечные умения. Я не буду здесь углубляться, но получить хорошую фотографию не так уж сложно. Абсолютно любой человек может научиться красиво снимать. Ключевое слово — научиться. Чтобы научиться, нужно хотеть это сделать.

Важно слушать внутренний голос, а не навязанные обществом мнения и тренды. Если ты это слышишь, но оно исходит не из тебя, то это не истинная твоя цель, ты не научишься. Потому что в глубине души тебе это просто не надо.

А когда хочется снимать для бизнеса или клиента, когда желание действительно исходит изнутри, из глубины — нет ничего невозможного. Нужно всего лишь поизучать информацию по работе со светом, по композиции и немножко — по обработке.
— Фотография спасла вас от рутины. А разве у фотографов нет рутины — согласований с клиентами, обработки, поиска заказов?
— Спасибо за интересный вопрос. Вы отразили здесь разные сферы деятельности профессионального фотографа, и, действительно, этим всем нужно заниматься, если фотограф хочет достигнуть успеха.

Но я такой человек, который не может долго сидеть на одном месте и долго заниматься одним и тем же. Поэтому я, образно говоря, жонглирую этими делами. К примеру, у меня есть день обработки. На следующий день мне обрабатывать не хочется, потому что поднадоело. Я могу заняться маркетингом, проанализировать конкурентов, посмотреть, что они делают, придумать какие-то свои стратегии, акции, интересные мероприятия.

На следующий день я могу, например, заняться партнерскими программами, написать потенциальным партнерам, предложить свою помощь, запросить от них помощь.
У меня получается каждый день разная деятельность. И в этом нет рутины. Рутина в моём понимании — это когда ты каждый день встаешь и делаешь одно и то же.

Когда-то в офисе я работала тренинг-менеджером. Каждый день я приходила в офис и каждый день я вела тренинг. Каждый понедельник я рассказывала одно и то же, каждый вторник я рассказывала одно и то же, в среду я рассказывала одно и то же. Вот это и есть рутина, когда к пятнице ты выжатый лимон, нет сил, не хочется двигаться, а уж тем более тусить с друзьями. Ты всю свою энергию просто растратил.

Сейчас в моей деятельности, за счет того что она разнообразная, я не чувствую рутины. Я чувствую вдохновение от решения задач. Может быть, потому, что у меня предпринимательский склад ума: мне нравится не только снимать и обрабатывать, но заниматься продвижением, планированием, стратегиями. Поэтому я добавила себе проекты — студию, школу, где предпринимательских задач еще больше.

Я знаю фотографов, которым не нравится этим заниматься. Это совершенно нормально: мы все разные. Кто-то хочет заниматься только творчеством. И сейчас есть возможность делегировать абсолютно любые задачи. Не хочешь заниматься маркетингом — найди себе SMM-щика, маркетолога, передай ему эти задачи. Он будет это делать за тебя, а ты будешь делать то, что тебе нравится и не забирает энергию.
— Если сопоставить личный маркетинг фотографа и фотосъемку, сколько времени в процентном соотношении они занимают? Делегируете ли вы какие-то обязанности другим людям?
— Да, конечно, у меня есть команда, часть задач я делегирую. Когда высокий сезон, новогодние фотосессии, 10–12 съемок в неделю, я привлекаю к работе ретушера. У меня есть девочка, которой я дала свою технологию ретуши, и она по ней ретуширует мои фотографии. Это позволяет мне не задерживать сроки и отдавать фотографии клиентам вовремя.

Что касается сопоставления личного маркетинга и съемки, здесь, наверное, 50/50. И одно, и другое очень важно, если мы рассматриваем фотографию как профессию и способ заработка. Если фотография для вас только творчество, увлечение, можно не думать о маркетинге. Но если это работа, то маркетинг — неотъемлемая часть.
Здесь еще важно вот что. Если подходить к своей работе креативно, то иногда сама фотосъемка может быть хорошим спусковым крючком. Ты вроде бы просто провел съемку, а она выстрелила, и к тебе пошел поток клиентов.

Например, в этом году я ездила в Крым, и мне удалось провести несколько творческих съемок, одна из которых была на Ласточкином гнезде. Эта съемка просто взорвала инстаграм. Причем я ничего такого сверхъестественного не делала.

Я просто выложила фотографии и поставила хештеги #фотографкрым #фотографялта. Эти фотографии взорвали инстаграм, их стали перепощивать к себе крымские паблики, кафе, отели. Мне стали писать клиенты: два месяца после публикации мне стабильно каждый день приходил запрос на съемку в Крыму. Здесь не было никакого маркетинга, здесь была красивая, продуманная, хорошая съемка, которая вот так сработала.

То есть, если подходить к задаче креативно, сами фотографии тоже могут приводить клиентов.
— Читала, что вы любите процесс обработки фото. Расскажите почему.
— Для меня обработка фото — это выплеск своих фантазий, представлений. Вот есть у меня фотография, которую я сделала. Она совершенно такая же, как у сотни фотографов, умеющих снимать, владеющих технической базой. Обработка же — это само творчество. Для меня это похоже на рисование, когда я подбираю цвета, добавляю эффекты, усиливаю впечатление от этой фотографии.

Обработка для меня — медитативный процесс, во время которого я обдумываю планы. Например, какую мне съемку провести следующей, какой урок записать для учеников, какие мои действия могут оказаться для них интересными. В процессе обработки голова уходит в свободный полет, рождаются новые идеи, которые я потом реализовываю.
— Какие программы для обработки используете?
— Я использую стандартные программы для обработки фото компании Adobe — Lightroom и Photoshop.
— Не кажется ли вам, что редактирование и прихорашивание снимков не вяжется с модой на естественность?
— Я скажу банальную вещь, но мода — это временное явление. Она приходит и потом уходит. А стиль — это то, что есть всегда. Я придерживаюсь своего стиля, своего видения окружающего пространства, как я его хочу транслировать через свое творчество. Это, может быть, не слишком модно...

Вот, например, был период, когда в инстаграме было модно делать одинаковую обработку для всех фотографий: они были выбеленные или все коричневые. Куда делась эта мода и где все эти фотографии? То, что я делаю, что выражаю, — это мой стиль.

Конечно, инстаграм фотографа должен отличаться. Прежде чем заплатить деньги фотографу, мы должны понимать, что получим что-то такое, чего не можем сделать сами.
— Видели мнение, что слишком продуманная лента инстаграма выглядит искусственно. Вроде и красиво, а жизни нет. Что вы думаете по этому поводу?
— Я, пожалуй, с этим соглашусь.

Из-за чего возникает эта проблема? Давайте возьмем условного предпринимателя, который продает свои курсы. Что он может публиковать в ленте? Какие-то свои фотографии. Если этот предприниматель постоянно публикует свои фотографии, сделанные во время одной фотосессии, в одной студии, одежде и так далее, это действительно выглядит очень сухо, скучно и очень не по-настоящему.

Но можно ведь публиковать качественные, красивые фотографии из жизни: места, где он бывает, какие-то предметы, которые окружают его в жизни, характеризуют его деятельность, его стиль. Это могут быть банально блокноты с ручкой, компьютер, сумка, украшения, детали, которые показывают грани его личности, ценности его я-бренда.

Если этот предприниматель про успешный успех, то ему нужно транслировать это через свои фотографии. Это может быть фото не только с фотосессии, но в ресторане, в поездке, на сафари, например, или еще где-то.

Очень важно в данном случае самому тоже быть фотографом. Уметь сделать фотографию, которая по качеству не будет отличаться от профессиональной. При этом она будет обладать живостью, потому что там совсем другой контекст: другое место, другие обстоятельства, и он там совсем другой.

Таким образом лента будет гармоничной за счет качества фотографий, а живость будет сохраняться благодаря тому, что в этих фотографиях действительно жизнь: те места, где этот человек бывает, те вещи, которые его окружают, и т. д.
— Здорово, когда предприниматель может показать товар лицом, но есть категории людей, которые пишут тексты, занимаются администрированием, созданием сайтов, транскрибацией и другими процессами. С помощью каких фотографий им строить личный бренд? Что им показывать? Можете ли дать им какие-то советы?
— Это интересная тема. Я часто сталкиваюсь с тем, что такие предприниматели показывают в основном лицо. И чаще всего это лицо в одном ракурсе и в одной крупности. Например, поясной портрет сегодня, и завтра, и послезавтра. Конечно, это очень скучно. Нужно разнообразить свой визуальный ряд за счет добавления контекста: если вы работаете в коворкинге, можно показать рабочее место, эту движуху, творческую атмосферу — через общий план, крупный план, через какие-то детали. Уже можно делать абсолютно разнообразный контент.

Если вы работаете в кафе, покажите эту атмосферу расслабленности, легкости, креатива. Кофе, блокнот, ручка, какой-то текст на экране. Если вы в путешествии, тоже можно показать место, в аэропорту сделать красивую фотографию, селфи в самолете, на фоне достопримечательности. Можно везде фотографировать!
Самый простой совет, который я могу дать: не бойтесь отходить от шаблонов, от идеальных картинок. Экспериментируйте, показывайте чуть-чуть больше, чем вы есть.

Если мы можем представить любой процесс в своей голове, а представляем мы образы, значит, мы можем его сфотографировать. Просто сядьте и представьте свою деятельность в виде образов — что вы делаете. Со стороны на себя посмотрите, потом составьте план для себя или для фотографа.

Вторая рекомендация — комбинировать крупность. Не нужно постоянно делать одноплановые фотографии. Крупный план нужно комбинировать с общим планом, где вокруг вас много пространства. Берите и средние планы: поясной портрет, руки, взгляд. Делайте акцент на деталях — просто ручка, кольцо, украшение.

За счет комбинирования разных планов в вашей ленте будет много воздуха, она будет смотреться динамичнее и легче.

— И все-таки обязательно ли предпринимателю самому создавать себе контент или для этого нужна помощь фотографов, видеографов, дизайнеров и прочих специалистов?
— Если есть желание, если это не отягощает, не забирает энергию, любой предприниматель может этим заниматься. Но если тяжело, если процесс не нравится и отнимает энергию, лучше обратиться к специалистам. Они выполнят задачу гораздо легче и быстрее и сделают тот контент, который нужен.

Нужно исходить из собственных потребностей. Но научиться делать красивые фотографии может каждый. Я уверена: каждый, кто читает сейчас это, знает, насколько ценен хороший контент для продвижения себя как специалиста.
— Предположим, человек думает над своей первой фотосессией для личного продвижения, он никогда этого не делал. Как ему подступиться к этой задаче?
— Всё просто. Если вас пугает неизвестная деятельность, не нужно себя накручивать. Нужно просто найти специалиста, для которого эта деятельность не является неизвестной, который на этом деле собаку съел и который всё сделает за вас. Найдите фотографа, который владеет этим видом съемки, он даст вам пошаговые рекомендации: бери вот это, пойдем сюда. Я тебе скажу, как надо сесть, встать, что надеть. Это пройдет очень легко, комфортно, никто не будет накручивать страх и делать из фотосессии ужас ужасный.
— Как правильно выбрать фотографа, чтобы не прогадать и остаться довольным результатом?
— Самое главное правило при выборе фотографа — не экономить. Ниша фотографии — это мягкая ниша, вход в которую доступен любому человеку, у которого есть фотоаппарат.

Например, есть Маша, которая купила фотоаппарат или раскопала его у себя на полке и решила, а чего бы ей не стать фотографом. И Маша написала у себя в инстаграме «принимаю заказы». Но поскольку она понимает, что еще неопытная, ставить ценник в 20 тысяч рублей ей смысла нет, она ставит ценник 3 тысячи и ждет своих клиентов. И клиенты к ней приходят. А потом эти люди разочаровываются и говорят, что нет нормальных фотографов, никто их нормально сфотографировать не может, вокруг одни неумехи.

Самое главное правило — не экономить. Любой труд должен оцениваться по достоинству. Если вы хотите качественные фотографии, вам нужен хороший фотограф, который не будет работать за 3 рубля.

Далее нужно посмотреть портфолио этого фотографа. Если оно вас устраивает, копните глубже. Фотосъемка — это достаточно интимный процесс, придется оголять свои эмоции. Я бы при выборе фотографа почитала его посты — о чём он пишет, о чём думает, и взвесила бы, насколько мне это близко, сходимся ли мы с ним по ценностям. Если да, мы на 100% найдем общий язык и будем комфортно работать.

И отзывы тоже можно посмотреть, но в последнюю очередь. То, о чём я сказала выше, намного важнее.
— Помимо съемок, вы развиваете еще два направления... Как удается всё совмещать?
— Как успевать? Правильное планирование и, конечно же, делегирование. У меня есть команда, которая облегчает работу, позволяет идти к целям и быстрее их достигать.

По школе у меня есть помощница, которая взяла всю техническую часть. Я только веду тренинги и даю обратную связь. Техническая часть полностью делегирована.

В фототурах у меня есть девочка, которая занимается организацией. Я придумываю маршрут, выбираю локации, придумываю съемки для них. Техническими вещами — на чём мы поедем, где будем жить — занимается помощница.

Студия — это семейный бизнес, ею занимается супруг, он ведет переговоры, все хозяйственные вопросы, я в студии занимаюсь только продвижением и маркетингом.
— Какой канал продвижения бизнеса у вас самый любимый и почему?
— Самый любимый, конечно же, инстаграм. Я фотограф, а инстаграм — визуальная сеть. У нас абсолютная гармония. У меня есть фотография, я ее выкладываю, она органично туда ложится.

Ютуб интересен, но не до конца понятен. Он больше хобби, я не занимаюсь им систематически. Если сравнивать, то инстаграм органично вписался в мою жизнь и не доставляет никаких сложностей, а ютуб, к примеру, гораздо трудозатратнее. Производство видео дороже в плане ресурсов, времени и денег. Нужно придумывать концепцию, писать сценарий, готовить, снимать, монтировать. Это невозможно сделать в одиночку. Нужен хотя бы один помощник — оператор.
— О чём будет ваше выступление на «Визуальной»?
— Я назвала свою презентацию «Визуальный контент как инструмент продаж». Расскажу, как через фото и видео продавать свои услуги и товары. Раскрою вот какие темы:
чем продающие фотографии отличаются от обычных,
как создавать качественный продающий контент. Я поделюсь практическими секретами съемки, которые можно будет сразу же применить.
А еще поделюсь своим топом приложений для обработки фотографий. Нескольким участникам помогу разработать контент-матрицу для их продукта, для их ниши.

Всем, кто занимается продвижением своего бизнеса в соцсетях, я рекомендую послушать меня в онлайне. Буду рада встретиться с вами на моём выступлении.
— Дайте нам три экспертных совета о том, как продвигаться и расти, используя визуальный голос. Чего не хватает «Морошке» сейчас и на что нам обратить внимание?
Во-первых, можно упорядочить комбинирование фотографий с макетами (с надписями) и просто фотографий. Например, фотографии с текстом в один столбец или в шахматном порядке — так будет более опрятно выглядеть профиль в целом.

Во-вторых, к основному шрифту я советую добавить еще один, более классический, чтобы он уравновешивал такой активный основной шрифт.

И в -третьих, много лиц стараться разбавлять фотографиями общего и среднего плана, а также деталями.

Мы не берем в спикеры теоретиков, мы ищем интересных людей, задаем им самые разные вопросы и таким образом знакомим их с вами.

Прочитать другие интервью:
Вопросы к интервью подготовила
Юлия Третьякова
Копирайтер, редактор, куратор текстовых курсов. Голос телеграм-канала «Писать и никаких гвоздей». Спикер конференции «ДавайПиши»