Интервью

Лива Тагира

Арт-директор постановочных съемок в глянцевых изданиях, художник и фанатичный препод.
Каждое из наших интервью — это всегда мини-история. История жизни, история бизнеса и любви к своему делу. И каждая из этих историй в своем роде уникальна, ведь в интервью ярко звучат голоса наших собеседников.

Сегодня мы расскажем историю о том, как визуальные образы помогают бизнесу обрести лицо, транслировать ценности и находить аудиторию. Наша героиня — Лива Тагира, спикер будущей конференции «Визуальная», арт-директор, основатель художественной школы SUN in BUN.

В интервью Лива поделилась тем, чему на самом деле учат студентов в художественной школе, как подобрать визуальный контент для личного продвижения и почему важно при подборе визуала слушать в первую очередь себя.
— Лива, если коротко говорить о том, чем вы занимаетесь, то как звучит название вашей художественной деятельности? Как вы представляетесь людям, которые вас не знают?
— Пожалуй, это самая большая сложность — рассказать коротко о том, чем мы занимаемся. Дело в том, что, когда речь заходит о рисовании или обучении рисованию, в наших головах всплывают ожидаемые стереотипы. Например: обучение рисованию нужно только тем, кто хочет связать свою жизнь с профессиями, где требуется визуальная грамотность. Или: обучение рисованию, как и обучение другим видам искусства, не обязательно, это лишь вишенка на торте. Я часто слышу мнение, что рисование, танец и музицирование — для тех, кто имеет к этому особую склонность, а остальным это не пригодится.
Однако, рисование — способ научиться «разговаривать» на альтернативном языке общения. Мы фокусируем внимание наших студентов на существовании невербальных языков: языка рисунка, танца и движений тела, языка звуков и музыки, языка запахов и тактильных ощущений.

Мы учим использовать эти каналы восприятия и помогаем делать их рабочими, доверять информации, которая поступает через них.

Я думаю, вы понимаете, насколько неэффективно мы используем чувственные каналы для обмена информацией. Наш рациональный ум убеждает нас в том, что эта информация недоказуема, субъективна и ей нельзя доверять, поскольку ее невозможно проверить.

Мы обучаем наших студентов не только пользоваться чувственными каналами восприятия, но и доверять им!

Это, пожалуй, самое сложное — довериться субъективному и личному, не оглядываясь на клише, шаблон и правило.

Мы учим видеть и принимать вероятности — нет никого, кто знает что-то наверняка, есть лишь версии!

Мы учим говорить: «Да! Всё может быть». В нашей школе не услышать: «Так нельзя», «Нет, такого не может быть».

Мы постигаем суть искусства — многоканальные личные сообщения, очень личные, несущие слепок личности, ее код.

Рисование — наш помощник, это способ сделать видимыми невидимые вещи.
— Помните, как вы впервые почувствовали тягу к визуальному искусству? Как решили пойти учиться живописи?
— Я фанат картинок и обожаю всё разглядывать. Вполне ожидаемо, что я двинулась в этом направлении.

К тому же я люблю «мысленный дайвинг», погружение. Я часто представляю себя живущей внутри картинки.

Были в моей жизни и колдовские истории, когда я понимала, что, помимо сюжета, меня притягивало что-то еще. И вот это «что-то еще» объяснению не поддавалось. Вторгаясь в тонкую материю искусства, аналитик терпел полное фиаско.

Конечно, я действовала, как меня обучили: нужно просто всё хорошенько объяснить, и тогда станет понятно, какие винтики здесь работают. Я бралась за дело, заточив свое аналитическое оружие, чтобы затупить и обломать его на первом же повороте. Что происходит?!

А дело в том, что искусство находится в несколько иной реальности, имя ей — образ.

Можно сказать, детальный анализ произведения искусства — это отчасти его убийство.

И я начала рыть в другом направлении, чтобы, подобно графу Монте-Кристо, в один прекрасный день вырваться на свободу.
— Какую роль визуальные образы играют в вашей обычной жизни?
— Я визуалист, это мой язык. Мне недостаточно вербального общения. Я предпочитаю находиться в поле энергий, где информация не имеет жесткой структуры и есть возможность вылавливать ее интуитивно. Я реагирую на энергию цвета и цветовых сочетаний, формы, направления, ритм, паттерны, пропорции, тон, тембры, движения, целостность или дискретность, симметрию или асимметрию — это мои источники информации. Это другой, более глубокий способ восприятия. Очевидно, что существует универсальное информационное поле, которое возможно прочитать, задействуя другие каналы связи.

Мне не нужно спрашивать, как вы себя чувствуете: я это вижу. Так и рисунок несет отпечаток личности человека, по нему можно увидеть то, что скрыто от него самого.
— А в онлайн-продвижении услуг что вам помогает выделиться среди конкурентов, стать заметной для своей аудитории?
— Мне помогает в первую очередь мой партнер и единомышленник Светлана Максимова, которая ведет наши соцсети и неустанно учится, в том числе на конференциях «Морошки».

В какой-то момент мы пришли к выводу, что наша миссия — быть проводниками и помогать студентам, открывая тонкости искусства. Постигать самих себя как главную ценность, опору и критерий творчества.

Поэтому мы искренни в своих постах, говорим о тех проблемах, которые испытали и испытываем сами, откровенно рассказываем о своем пути и не боимся ошибиться. Потому что ошибка — это точка нового отсчета, и именно она может сыграть решающую роль в будущем.

Наш проект сегодня — это мираж в пустыне, прекрасный и неуловимый, поэтому у нас нет четко проработанной стратегии и утвержденного тремя печатями бизнес-плана.

Поэтому наше онлайн-представление немного смахивает на восточный базар — эмоциональный, красочный, теплый и по большому счету домашний. Именно так мы себя сейчас чувствуем — семьей, где рады каждому. Где поддержка — та волшебная палочка, которая делает очевидным скрытый творческий потенциал.

Мы, конечно, могли бы сделать идеальный визуальный контент с точки зрения и обывателя, и критика, но это была бы чисто логическая информация, которая передавала бы наш профессионализм, но не несла бы нашей энергии.
— Дайте, пожалуйста, определение визуальному языку. Что это такое и как его понимать?
— «Язык визуальных образов» — мы слышим эту фразу и что нам приходит в голову? Скорее всего, что-то из серии: «Что бы означали эти люди со шторами на головах у Рене Магритта?» И мы ищем статью, где искусствовед растолковывает нам, как «правильно» нужно всё это понимать. Но речь совсем не об этом. Сейчас объясню.

Мы приучены думать, что информация заключена в сюжете и что, стоит только «расшифровать» и растолковать сюжет, как всё объяснится и станет понятным. Но не тут-то было!

Если мы обратимся к абстрактной живописи — бессюжетной и беспредметной, то поймем, что существует нечто, что работает помимо сюжета!

Для того чтобы испытать опыт, выраженный визуальным языком, необходимо воспринимать информацию синтетическим способом.

Визуальный язык построен на комплексе визуальных структур — цвет, форма, соотношения, баланс, ритм, доминирующие направления — и их чувственном постижении. Вроде бы всё просто. Но самое интересное в том, как эти структуры связаны со всеми(!) чувственными способами познания мира. И в этой связи кроется разгадка. Чтобы воспринять визуальный образ, необходимо пропустить его одновременно через все каналы восприятия, помимо зрения.

Сюжет обращен к аналитическому уму, а образ — к интуитивному мышлению. Первому все мы обучены с самого детства, тогда как второе доступно немногим. Но не из-за отсутствия таланта, как можно подумать. А только потому, что эту «мышцу» не использовали и она почти атрофировалась.

Поэтому многие люди не способны получать удовольствие и испытывать чувства, которые упакованы в произведения искусства, более того, они не в состоянии воспринимать то, что кроется за поверхностью реальности.
— У вас своя художественная мастерская, где вы учите не столько рисовать, сколько быть видимыми и мыслить зрительными образами. Как можно научить тому, что чувствуешь сердцем? Как всё это можно передать словами?
— В начале обучения мы демонстрируем различие между двумя типами мышления: аналитическим и интуитивным. Если первым каждый из нас обучен пользоваться по высшему разряду, то по поводу использования второго возникает масса вопросов: что это и зачем?

Мы привыкли не доверять интуиции и чувствам, требуя, чтобы наши выводы проходили логический, почти компьютерный анализ.

Наш «внутренний компьютер» устроен так, чтобы упрощать мир и делать его постижимым. Он не только структурирует потоки информации, но и обедняет их, отбрасывая любую недоказуемую информацию.

Нужно ли говорить, что под определение «недоказуемая информация» попадают все сложные чувственные впечатления.

Думаю, наличие в истории человечества теста на IQ — оценку аналитических способностей — и отсутствие теста на эмоциональный интеллект говорит само за себя. Приоритеты расставлены, и мы с самого детства считаем, что ЭТО существование, обедненное и урезанное, лишенное глубины и непостижимости, — норма.

Главная задача обучающих программ школы SUN in BUN — помочь отключить аналитическое мышление и активировать чувственное восприятие, для того чтобы вам стали доступны многие слои информации.

Нужно сказать, что многие испытывают панику, оказавшись на зыбкой почве образного пространства, где всё безгранично, неопределенно и недоказуемо. Мы обучаем «ориентированию на местности», и это самое сложное — довериться субъективному и личному, не оглядываясь на клише, шаблон и правило.

Мы обучаем студентов видеть и принимать вероятности чего-либо, мы бережно формируем понимание того, что нет никого, кто знает что-то наверняка, есть лишь версии! И с каждой из них можно согласиться.
— А кто приходит к вам учиться чаще всего? С каким результатом они заканчивают обучение?
— Чаще всего к нам приходят люди, которым важно иметь свой голос и визуальное лицо. Это те, кто задумывается о собственном пути и осознает ценность своей личности.

Среди них много людей творческих профессий в силу того, что у них уже достаточно развита чувствительность и они ищут тех, кто помогает находить нешаблонные решения и формировать собственный стиль.

В последнее время к нам чаще стали приходить предприниматели, потому что им нужно четко понимать, что и как делает их персонал и какие ценности транслирует их визуальный контент.

Есть особая категория — это женщины и мужчины средних лет, которые достигли успеха в общепринятом понимании этого слова, и перед ними появилась задача: а дальше что? Кто-то идет к психологам, а кто-то идет к нам, потому что в основе нашей методики — человек, его индивидуальность и мало где еще можно продвинуться в этом направлении так быстро и качественно. Потому что техника рисования должна прилагаться к личности, которая знает, о чём она хочет миру рассказать, а не наоборот, когда я рисую кувшины и гипсовые головы, но не понимаю, зачем мне всё это надо.
— Каким образом вы подбираете визуальный контент для личного продвижения? На что делаете ставку? Или какие-то техники используете?
— Я просто расслабилась и стала собой. Люблю интенсивный цвет, ношу интенсивный цвет, публикую интенсивный цвет, пропагандирую интенсивный цвет. Моя техника — тотальная бомбардировка! Шучу.

Просто я позволяю своей сущности проявляться.
— Лива, наша аудитория — предприниматели с тысячей забот и вечной нехваткой рук. А мы тут им предлагаем задуматься о визуальной составляющей своего бренда. Есть у вас какие-то простые советы о том, как подступиться вообще к визуалу и выработать какие-то свои базовые правила визуального посыла?
— Для начала необходимо принять на веру три простых правила.
1
Цвет — информация номер один. Цвет невозможно не заметить, и невозможно на него не реагировать. Цвет достанет вас везде. Даже если вы не пожелаете иметь с ним дела. Даже если вы считаете, что не чувствительны к цвету. Это энергия, и она работает, как положено энергии, проникая в каждую клетку тела как радиация. Просто будьте к этому готовы. Уделите особенное внимание цветовому звучанию вашего проекта: цвет может дать ему силу, а может обесточить уже на старте!
2
Формa — информация номер два. Онa обладает собственным характером, энергией и двигательной активностью. Форма может запросто создать ощущение надежности и так же легко продемонстрировать шаткость и безнадежность. Не пренебрегайте этим источником информации.
3
Текстура и фактура — информация номер три. Это не просто милая украшающая штука, это сообщение. Глянцевое или шероховатое, бархатистое или морщинистое — это не только образцы обшивок для кресел, но скрытое послание: «Я открыт новому и нацелен в будущее» или «Я старая лошадь, бросьте меня здесь»!
В визуальных сообщениях важно всё!
— Как вы считаете, может ли предприниматель сам себе создавать визуальный контент или для этого всё же нужна помощь дизайнеров, видеографов и прочих специалистов?
— Не стоит тратить силы и время на узкоспециальные умения, позвольте делать свое дело тем, кто в нём уже продвинулся и достиг успехов. Однако, только главнокомандующий может точно знать, куда направить свое войско. Вы понимаете, о чём я говорю?

Если вы решите построить шикарный дом, то что именно станет мерилом шика? Ваше понимание шика. И всегда найдутся те, кто будет играть по вашим правилам, какие бы они ни были. Так же как всегда найдутся те, кто посчитает ваш шик убожеством. Формируйте собственное видение и находите тех, кто идет этим же путем или хотя бы в том же направлении. Нет идеального для всех. Есть лишь вероятности. Ваша — одна из них.
— А как узнать, есть у тебя вкус или нет? Можно ли его как-то выработать?
— Вкус — это комплексный продукт: насмотренность, визуальное образование, привычные ходы. Вкус — это то, что ожидаемо прекрасно, что принято считать красивым. Вкусы разных слоев и прослоек общества отличаются: что красиво одним, некрасиво другим. Вкусы меняются со временем: например, лет 10 назад сочетание фуксии и оранжевого считали дурным тоном, а сегодня только ленивые дизайнеры не позабавились этим дуэтом, не боясь обвинения в экстремизме!

Возможно ли обучиться тому, что имеет достаточно точные критерии? Конечно, возможно!

Гораздо сложнее сформировать личное, оригинальное видение и найти способы самовыражения.
— Какие инструменты помогают тренировать насмотренность?
— Любопытство и любовь к картинкам — вот главный двигатель на этом пути! Интернет-ресурс Pinterest — райское местечко для визуалиста.

Внимание к визуальной стороне того, что вас окружает, не менее важно. Ко всему прочему добавлю, что визуальные составляющие присутствуют и играют важную роль во многих сферах: кино и театре, архитектуре и промышленном дизайне, моде и мультипликации, дизайне шрифтов, интерьера и ландшафта, рекламе и полиграфии и т. д.

Для начала хотя бы просто отмечайте про себя, что вы это ВИДИТЕ.
— Вы как-то говорили, что каждый из нас неосознанно использует некий образ. Как считаете, можно ли этим образом управлять осознанно, например, для личного продвижения и привлечения нужной аудитории?
— Несомненно! Можно и нужно! Язык тела никто не отменял, мы неосознанно посылаем определенные сигналы и принимаем их от других людей. Визуальный образ работает по этому же принципу. Впечатление — это то, что мы недооцениваем как логики, однако по чувственным каналам мы получаем и, соответственно, отсылаем гигантский пласт информации. У кого сильна интуиция, тот знает наверняка, с кем он имеет дело. Другой вопрос, что наша логика не дремлет и мы всегда уговорим себя не замечать важных сигналов. Зная, как это работает, можно творчески управлять этим аспектом жизни.

Вот, например, простой вопрос: почему из двух бизнесвумен вы испытываете большее доверие к той, что с прямыми гладкими волосами, а не к той, что с кудрями?

Чтобы ответить на него, обратитесь к собственному телу, оно точно знает ответ: сделайте размашистые движения руками, подобные линиям волос. Вложите в движения чувство. Не правда ли, прямолинейные движения кажутся вам более надежными и серьезными, чем извилистые?
— А не будет ли осознанное создание образа фальшью?
— Здесь есть одна хитрость: наша психика — гибкая система. Если ты полный псих, но экспериментально решил изменить тип движений своего тела, скорость речи и жесты, то ты изменишься сам. Можно стать тем, кем ты хочешь стать — желание двигает нас в любом направлении.
— Лива, о чём будет ваше выступление на «Визуальной» и кому нужно обязательно прийти вас послушать?
— Моя тема сегодня актуальна как никогда: визуальное лицо.

Если мы зайдем в московское метро осенью, то утонем в безбрежности джинсов и темно-синих пуховиков.

Если заглянем в социальные сети, то обнаружим много похожих аккаунтов, почти не отличающихся друг от друга.

Однако для предпринимателя или фрилансера аккаунт становится важной частью самопозиционирования.

Мы привыкли публиковать всё, не сортируя: платья, походы в театр, собак, рисунки, еду. Однако любое изображение, если убрать сюжет, будет рассказывать о себе и, соответственно, об авторе. Визуальный ряд всегда отражает суть явления: если у вас в голове каша и смута, то вы выдаете кашу из картинок.

Для того чтобы структурировать поток изображений и их стиль, нужно прежде всего задать себе вопрос: «Кто я и что я хочу о себе рассказать?»

Визуальные структуры отлично поддаются пониманию — у нас есть техники обучения, позволяющие освоить азы визуального языка эффективно и в короткое время. Наш флагманский курс «Настоящий визуалист», который сейчас появился в онлайн-формате, помогает работать именно в этом направлении.

Осознанное управление визуальными образами поможет создать узнаваемое визуальное лицо.

Я продемонстрирую приемы управления визуальными структурами, которые вы сможете использовать на практике.
— Мы тут придумали такую штуку: хотим выведывать у всех наших спикеров профессиональные советы и секреты. Дайте нам, пожалуйста, три экспертных совета о том, как продвигаться и расти, используя визуальный голос? Чего не хватает «Морошке» сейчас и на что нам обратить внимание?
— О! Ваш проект визуально приятен. Одно удовольствие заглядывать к вам в гости. Найдены очень удачные ходы!

Черно-белые контрасты в дизайне сайта придают особенную силу и динамическое напряжение. Теплые, достаточно интенсивные цвета заряжают посыл мощной деятельной энергией.

Мне очень импонирует большое количество оранжевого цвета — это один из самых дружественных, мирных, располагающих, энергичных цветов!

Вы активно используете диагональные направления, заряжающие пространство духом перемен и новизны.

Перечисленные решения полностью соответствуют вашим задачам — раскачать и вдохновить вашу аудиторию.

Что возможно изменить: во-первых, использовать авторские шрифты, созданные специально для вас.

Сведите дизайн к простым, но запоминающимся формам: современный экологичный минимализм вам вполне подойдет. Можно активнее использовать энергию формы и цвета, например, увеличив буквицу. Не бойтесь акцентировать на ней внимание, оставляя достаточное количество свободного пространства вокруг. Это ваш визуальный манифест — пусть звучит в полную силу!

В качестве иллюстраций можно использовать коллажи, включающие не только фото, но и рисованные элементы. Этот ход актуален и гибок, к тому же позволит не только связать иллюстрацию со шрифтами, но и блеснуть искрометным юмором.

Можно привлечь большее количество активных цветов, объединив их узнаваемыми комбинациями и чередуя с определенной периодичностью. Это даст проекту диапазон эмоционального звучания.

Благодарим нашу собеседницу за интересный диалог и рекомендуем вам продолжить этот диалог на конференции «Визуальная», где Лива Тагира расскажет о том, «Как не ударить в грязь визуальным лицом» — именно так называется ее выступление. Не хотим ударить. Обязательно пойдем слушать!

Мы не берем в спикеры теоретиков, мы ищем интересных людей, задаем им самые разные вопросы и таким образом знакомим их с вами.

Прочитать другие интервью:
Вопросы к интервью подготовила
Юлия Третьякова
Копирайтер, редактор, куратор текстовых курсов. Голос телеграм-канала «Писать и никаких гвоздей». Спикер конференции «ДавайПиши»