— «Язык визуальных образов» — мы слышим эту фразу и что нам приходит в голову? Скорее всего, что-то из серии: «Что бы означали эти люди со шторами на головах у Рене Магритта?» И мы ищем статью, где искусствовед растолковывает нам, как «правильно» нужно всё это понимать. Но речь совсем не об этом. Сейчас объясню.
Мы приучены думать, что информация заключена в сюжете и что, стоит только «расшифровать» и растолковать сюжет, как всё объяснится и станет понятным. Но не тут-то было!
Если мы обратимся к абстрактной живописи — бессюжетной и беспредметной, то поймем, что существует нечто, что работает помимо сюжета!
Для того чтобы испытать опыт, выраженный визуальным языком, необходимо воспринимать информацию синтетическим способом.
Визуальный язык построен на комплексе визуальных структур — цвет, форма, соотношения, баланс, ритм, доминирующие направления — и их чувственном постижении. Вроде бы всё просто. Но самое интересное в том, как эти структуры связаны со всеми(!) чувственными способами познания мира. И в этой связи кроется разгадка. Чтобы воспринять визуальный образ, необходимо пропустить его одновременно через все каналы восприятия, помимо зрения.
Сюжет обращен к аналитическому уму, а образ — к интуитивному мышлению. Первому все мы обучены с самого детства, тогда как второе доступно немногим. Но не из-за отсутствия таланта, как можно подумать. А только потому, что эту «мышцу» не использовали и она почти атрофировалась.
Поэтому многие люди не способны получать удовольствие и испытывать чувства, которые упакованы в произведения искусства, более того, они не в состоянии воспринимать то, что кроется за поверхностью реальности.