Статья от эксперта

Кто такой продюсер и что он делает при запуске проекта

А также где его искать и сколько платить

Елена Сергеева
Слово редактору
Юлия Третьякова
Редактор блога «Морошки»
Авторы проектов видят в продюсерах не только лишнюю пару рук, но спасение от непонятной рутины. Отдал человеку сырой материал — получил денег и славы от продаж. Магия же! Так ли всё просто в работе с продюсерами, разбираемся в этом материале. Елена Сергеева рассказала, кто такой продюсер, когда нужен и как с ним работать и делить деньги при запуске продукта или проекта.

Время чтения —19 минут
Как связаны продюсер и автор? Зачем они нужны друг другу? Всё ли гладко в их работе или есть какие-то подводные камни? Бывает и так, что автор и продюсер — один и тот же человек, поэтому поговорим и о моментах, которые важно учитывать в этом случае.

Кто такой продюсер

Если говорить о продюсировании как о термине, то он сильно размыт. Особенно внутри темы онлайн-образования. Я расскажу о своём понимании вопроса, и оно может не совпадать с другими мнениями.
Продюсер — это прежде всего организатор. Но не тот, который может только налаживать процессы и создавать команды, а ещё и тот, кто владеет знаниями в области продвижения, маркетинга. Может исследовать рынок, аудиторию, может понять, какой продукт будет пользоваться спросом. Возможно, у него даже есть природное чутье или опыт, который позволяет это чутье иметь.
Опираясь на знания и навыки, продюсер может помочь автору создать с нуля, упаковать и выпустить на рынок продукт, и дальше с ним работать. Либо может создать продукт и привлечь авторов своими идеями, а дальше — упаковать и выпустить на рынок.

Основные роли продюсера:
Агент автора — это привлечённый специалист, который продвигает этого самого автора и решает организационные задачи.

В качестве продюсерского центра обычно выступает команда во главе с продюсером, который создаёт свои проекты, привлекает в них авторов и решает поставленные задачи.

Когда нужен продюсер

Часто автор — это эксперт в теме, которая не связана с маркетингом и продвижением. Он может создать классный обучающий продукт, но не понимает, как его упаковывать, продвигать и продавать. Что это вообще такое? Поэтому много прекрасных продуктов погибает уже на первом запуске, а автор думает, что всё это никому не нужно. Хотя на самом деле никто просто не успел узнать о существовании продукта.

Большинство авторов хотят сконцентрироваться на контенте и обучении. И это правильно. Потому что если допиливать постоянно курс, работать с учениками, разбираться с продуктом, то это громадный пласт работы. А в состоянии творчества тяжело несколько раз в день переключаться с идей на операционку. Выполнять обе функции одновременно — сложно.

Что делает продюсер в идеальном мире по сравнению с тем, что должен делать автор?
Продюсер выстраивает процессы, организует команду и её работу, если позволяют ресурсы. Он разбирается в продвижении, маркетинге, знает, как упаковать продукт, проект, экспертность, или в его команде есть люди, которые помогают на этом этапе. Продюсер живёт в режиме аналитики, цифр, стратегий.

Понятно, что всё зависит от масштаба проекта. В маленьком проекте совмещать функции автора и продюсера проще. Чем крупнее становится проект, тем более широкие продюсерские компетенции требуются. Совмещать становится сложно, иногда невозможно. На этом этапе приходится отделять автора от продюсера.

Какие варианты сотрудничества с продюсером бывают

Я рассмотрела основные варианты сотрудничества продюсера и автора, которые есть на рынке. Понятно, что есть еще куча возможных оттенков и взаимодействий.
Первый вариант, когда автор — наёмный человек, а продюсер — главный. Например, конференции «Морошки», на которые организаторы привлекают множество спикеров, подходят под этот вид сотрудничества. Спикеры не буквально в найме, но привлечённые со стороны. То есть проект не принадлежит авторам, но они участвуют в его создании. Сюда же подходит пример, когда какая-нибудь онлайн-школа выступает в роли организатора и приглашает преподавателей со стороны, или самостоятельный продюсер сотрудничает с нужным ему автором.

Второй вариант, когда автор главный. Он создаёт проект и привлекает продюсера либо на выполнение отдельных задач, либо полностью на продвижение и работы в части продюсирования.

Третий вариант — партнёрство автора и продюсера. В этом случае обычно есть договорённости в части соблюдения авторских прав, распределения прибыли и другие тонкие настройки.

Риски работы с продюсером запусков

В любом сотрудничестве есть как бонусы, так и риски, которые надо учитывать.

Риски и бонусы для главного лица в проекте, неважно автор он или продюсер, вы видите на скриншоте.
риски и бонусы для 1 и 2 варианта сотрудничества
Риски партнёрской модели:
Автор может уйти и увести аудиторию, так как проект развивается вместе с ним.
На старте проекта принадлежность проекта и авторские права не оговариваются, при разрыве сотрудничества у каждого возникает своё видение этих вопросов, часто возникают проблемы.
Взаимные претензии.
Бонусы партнёрской модели:
Разделение расходов на проект.
Разделение ответственности, возможность обсудить проблемы и отпраздновать успех.
1+1=11, это о том, что потенциал крутых специалистов в партнёрстве многократно умножается, как, например, Наталья и Андрей делают классные мероприятия, которые получаются круче, чем если бы они делали их поодиночке.

Сколько платить продюсеру запусков

Схемы финансового сотрудничества существуют разные, кто как договорится. Единого шаблона нет. Я выделила 3 схемы, подходящие для трёх вариантов сотрудничества описанных выше: автор — главный, продюсер — главный, партнёрство.
риски и бонусы для 1 и 2 варианта сотрудничества
Схема 1. Автор — главный, продюсер привлекается со стороны

На каких условиях можно привлечь продюсера в авторский проект:
за % от будущей или существующей прибыли;
за гонорар на определенный объём работ;
за гонорар+%.
Схема 2. Продюсер — главный, автор в найме

Какие есть возможности для авторов, когда продюсер главный:
сотрудничать за гонорар;
сотрудничать за % или участвовать в партнёрской программе;
бесплатно, то есть автору предлагаются другие выгоды. Это может быть, например, репутационная история, когда автора приглашает крупная онлайн-школа или известный проект.
Схема 3. Партнёрские договоренности
Здесь важно учитывать, что 30-40% от оборота проекта уходит на расходы: рекламу, сервисы, «упаковку», поддержку. Часто автор и продюсер договариваются о том, чтобы делить расходы пополам или в долях. Если деньги вкладывает продюсер, то он забирает 60-70% от оборота проекта. Часть покрывает его расходы на проект, часть — в качестве оплаты за работу.
30% автору.
30% продюсеру (команде).

Почему сложно найти продюсера

При поиске продюсера причин и нюансов возникает множество и в разных вариациях, как при поиске любого другого специалиста. Например, автор принимает продюсера за инвестора, не договорились «на берегу», продюсер не видит ценности в проекте и так далее. Расскажу про основные сложности из моего опыта.

Автор не понимает рисков или неадекватно оценивает проект

Представьте, приходит к продюсеру человек и говорит: «Я вас нанимаю, потому что для своего проекта придумал курс. А после обучения в проекте N мне пообещали, что с первого запуска можно заработать миллион. Денег на рекламу у меня 3000 руб. Я знаю, что автовебинар сейчас запущу и всё сработает».

Это явно неадекватная оценка автором своего проекта. Особенно, когда видно, что нет аудитории вокруг проекта, пока ещё всё сделано «на коленке», но человек уже хочет заработать миллионы.

Бывает так, что если тема горящая, всё удачно складывается, то и на первом запуске можно поднять хорошие деньги. Но, скорее всего, на второй, третий раз это не сработает. И это отдельная тема о продвижении и продюсировании долгосрочных проектов.

Из своего опыта могу сказать, что удержать первый результат сложно. И неадекватная оценка проекта часто не вина автора. Просто он не разбирается в теме продюсирования, нахватался радужных обещаний у недобросовестных «учителей» и связал всё это со своими мечтами и ожиданиями.

Поэтому я рекомендую выбирать продюсера, которому доверяете. Или если вы выбираете из нескольких продюсеров на рынке и они говорят примерно одно и то же о вашем проекте, то стоит прислушаться. И определить, что, возможно, преувеличено в ваших ожиданиях.

Проект «сырой» / не имеет реальной ценности

Это опять о решении автора, что ему нужна онлайн-школа, потому что вокруг все их создают. У проекта нет никакой предыстории, невнятная и не востребованная тема, в продукте нет ценности для аудитории.То есть хочется просто «срубить денег на ровном месте».

«Сколько? Сколько? – Да, там одну кнопку нажать!»

Это тот случай, когда автор не понимает ценности работы продюсера, не понимает, что и зачем он делает. Обычно так реагируют авторы-новички, которые ещё не представляют объёма и цены работы. «Да что там делать? Просто таргет запустить». Или «Да что там делать? Просто автовебинар запустить. Я бы и сам запустил, только времени не хватает».

И, как правило, через какое-то время, поделав всё руками, эти авторы приходят к продюсеру и говорят, что не готовы заниматься самостоятельно всей текучкой. Давайте договариваться, я готов платить.

В дальнейшем, если вы выстраиваете партнёрские отношения, важно, чтобы каждая из сторон понимала объём работ и вклад в проект друг друга. Это поможет избежать взаимных претензий.

Неинтересные условия

Неинтересные условия вытекают из непонимания автора, как строится продвижение обучающих проектов, как они развиваются и как выстраивается работа с аудиторией. Например, автор предлагает продюсеру 5% от продаж, но при этом продюсер несёт вместе с автором все риски. Значит, автор не понимает, что работа должна выстраиваться вдолгую, а не быть разовым запуском. Такие условия хорошим специалистам неинтересны.

Проекты, за которыми я наблюдала, где автор всё делает сам, топчутся на месте по полгода. С ними ничего не происходит.

Хочет переложить риски, но не хочет делить прибыль

Это тоже довольно распространённая причина. Автор хочет переложить риски и опасения, что проект на тестировании «не взлетит», на продюсера, который не является соавтором проекта. Но при этом не предлагает разделить прибыль в случае успеха. И получается, что «если я заработаю, я с вами поделюсь, а если нет, то давайте расходы поделим».

Мне же как продюсеру такое не интересно, потому что я могу сама запустить какой-либо проект, взять на себя риски и поэкспериментировать вдоволь. То есть важно понимать, что люди, к которым вы выходите с предложением, тоже умеют анализировать, считать и оценивать ситуации, чтобы не попасть впросак. Особенно, если продюсер опытный.

Что делает продюсер в крупных проектах

Кто такой продюсер в крупных проектах? Это главный человек, организатор, имеющий общее видение развития проекта, которого нет у других членов команды. Он сотрудничает с большим количеством людей и получает от них нужную информацию. Зачастую автор выступает как часть команды, которая создаёт продукт. Например, в таких огромных образовательных проектах, как Нетология, Skillbox, работают как раз команды.

У продюсера, как правило, есть целые отделы маркетинга и продаж, в которые входят smm-щик, емайл-маркетолог, копирайтер, трафик-менеджер, аналитик и так далее. Команда может быть довольно большой. Плюс у них обычно есть техническая поддержка, поддержка клиентов на обзвонах, методисты, кураторы, дизайнеры, те, кто занимается видеопродакшн, администраторы, бухгалтеры и юристы.

Продюсер всех координирует, знает все показатели, знает, куда двигать проект. На нём получение обратной связи и принятие решений. Другими словами, стратегическая работа.
Это в большом идеальном мире. Спустимся с уровня корпораций до небольших проектов.

Что делает продюсер в небольших проектах

В маленьких и средних проектах организация процессов остаётся на продюсере. Если у него есть микрокоманда, то какие-то узкие моменты, вроде видеопродкшена, дизайна или поддержки, он может делегировать. Если нет, то всё делает самостоятельно.
Вместе с автором продюсер участвует в создании, разработке линейки и в маркетинговой «упаковке» продукта. Потому что часто автор собирает всё, что у него есть по продукту и говорит: «Я принёс». А продюсер видит, что в таком виде это не продать и надо всё переупаковывать, вытаскивать смыслы, чтобы подать аудитории.

Жить становится легче и веселее, когда у автора есть какие-то, хотя бы первичные маркетинговые знания, навыки упаковки или опыт.

Маркетинг и трафик продюсер может делать самостоятельно, если есть такие навыки, либо отдать своей микрокоманде. Я в своих проектах сама занимаюсь стратегией, трафиком и контентом, постоянно анализируя цифры. Именно они дают реалистичную картинку всех показателей и понимание, куда двигается проект.

Продажами на первых этапах занимается тоже продюсер, либо в коллаборации с автором. Например, если нужно проконсультировать по продукту, то носителем этой информации является автор.А в перспективе продажи делегируют отдельному человеку.

Кейсы по продюсированию запусков

Я давно занимаюсь продвижением и организацией мероприятий, поэтому раз в полгода-год устраиваю обучения, где делюсь опытом. Эти интенсивы, по сути, полноценный продукт в виде офлайн- или онлайн-интенсива, в котором я выступаю одновременно в качестве автора и продюсера. Самостоятельно придумываю идею, создаю программу и контент, настраиваю таргет, занимаюсь продажами.
В основном, это небольшие проекты, до 100 человек. Но всё равно они получаются очень ресурсо- и трудозатратными.

Какие основные моменты хочу отметить.

Интенсив 1. Автор и продюсер в одном лице

Я проводила недельный интенсив, где все роли исполняла сама. Какие плюсы и минусы?

Плюс, конечно, в том, что все доходы и расходы мои, то есть кто молодец, тот молодец. Но сложно держать в фокусе оба направления: авторство и продюсирование. Всё время что-нибудь «проваливается». Отвлеклась на таргет — не успела доработать программу, занялась программой — выпал таргет.

Особенно сложно, если аудитории набирается много. Постоянно приходится переключаться из режима в режим, о которых я говорила, — творчество и аналитика. Но если организатор умеет работать в режиме многозадачности, это очень помогает.

Интенсив 2. Авторы привлечены

Второй интенсив я проводила тоже по организации мероприятия. И я решила, что есть мой опыт, но есть ещё опыт классных коллег, которых я сама бы хотела послушать. И аудитория бы из их опыта тоже могла многое узнать.

Коллеги выступили в качестве авторов при создании продукта, а я как продюсер.

Всех спикеров я знала лично и каждого просила, чтобы он рассказал то, что мне было нужно. То есть, по сути, каждому поставила чёткое техническое задание, в котором обозначила, что я хочу, чтобы они внесли в мой продукт.

Условия, на которых сотрудничали, вы видите на скриншоте ниже.
Что касается договорённостей с авторами, то тут всё решается индивидуально. Я села и посчитала, что тот процент от стоимости билета, который трачу на продвижение, могу отдать автору, если он помогает привлечь человека. Авторы соглашались, хотя многие были готовы поучаствовать и бесплатно.

Опять же про риски. Привязка к постоянному автору продюсеру не выгодна, так как автор может аудиторию увести.

3. Продюсирование образовательных или развлекательно-образовательных мероприятий

Я делала серию мероприятий о путешествиях в формате челленджа, с нетривиальными маршрутами. И опять выступила как продюсер-организатор и автор, привлекла спикеров. В какой-то момент стало ясно, что проект не идёт в том виде, который есть.

Я переработала концепцию мероприятия, чтобы продукт хорошо продавался. Изменила философию, которую хотела донести, усилила ценность, сменила темы. В команду взяла организатора и делегировала ему поиск площадки, встречу гостей, работу с партнёрами, продажу билетов и тому подобные задачи.

Поскольку авторство проекта было моё, то финансовые условия были как показаны на скриншоте ниже.
Пример финансовых условий сотрудничества, когда я продюсер, привлечён организатор
Тут важно держать в голове взаимовыгодный вариант: не забывать свои интересы и выгоду партнера.

4. Продюсирование запусков курсов

Это ещё одно направление в работе продюсера. Это, как правило, не долгосрочный проект.

В этом примере курсы уже существовали, в каком-то виде продавались, но надо было продать в 2-2,5 раза больше. Это были четырёхмесячные дорогостоящие творческие курсы для художников. Внутри курсов было сразу три направления: офлайн, онлайн и разные специальности.
Из ресурсов были только довольно активные соцсети с аудиторией и комьюнити.

Что делает продюсер:
создает стратегию работы над проведением запуска;
собирает исходные данные — что есть, чего не хватает и надо добавить.
Есть активные соцсети, можем добавить трафик, провести промежуточные активности, чтобы «прогреть» аудиторию и достичь своей цели. По плану надо было продать 350 билетов.
В результате мы продали 366 билетов, но не с нуля. Как помним, продукт уже был, продажи тоже. Но мы получили двукратный рост продаж по сравнению с их самостоятельными продажами.

5. Продюсирование акций

Этот вариант похож на запуски, но основой акции является инфоповод. Для этой же художественной школы я делала запуск на «чёрную пятницу», важно было вывести в акцию все курсы онлайн-школы.
Максимальный размер скидки — 30%, за этот процент можно было купить ограниченное количество мест. И надо было создать такой ажиотаж, чтобы наряду с 30%-й скидкой люди стали покупать курсы и с обычными скидками 10-20%, которые периодически существовали в этой школе, но покупались неохотно.

Что делали в процессе.
Я как продюсер контролировала все процессы и докручивала тексты авторов до продающего состояния.
Схема сработала. Задача решена. Заказчик очень доволен. Это пример краткосрочного сотрудничества.

6. Долгосрочное продюсирование

Это более сложная и хитрая история. Если мы говорим про крупную онлайн-школу, у которой много продуктов, форматов и направлений для разных аудиторий, то задача — их все продавать ежемесячно.

Кто делал хоть один запуск, представляет, что такое ежемесячные запуски. Потому что продюсер не может после первого месяца работы оставить выжженную землю и в следующем месяце уйти.

Что делали в этом случае.
Создали долгосрочную стратегию работы с контентом. Продюсер координировал фокус контента то на продажи, то на вовлечение.
Создали маркетинговую стратегию с учётом выгорания аудитории.
Постоянно анализировали цифры и обратную связь от аудитории / студентов, администрации.
Разработали новые продукты совместно с авторами, которые могут закрыть дыры в запросах аудитории и продажах.
Продюсер работал за гонорар+%.
Мне нравится в работе продюсера то, что постоянно приходится включать креатив и творчество, чтобы и базы не выжечь дотла, и задачи решить.
Если вам нужно подготовиться к запуску, то пригодятся материалы
онлайн-конференции «ДелайЗапуск». Больше 30 экспертов-практиков рассказали о создании и продвижении продуктов, проектов, услуг и событий, от анализа рынка до монетизации и закрепления успеха. Посмотрите программу и приобретайте записи.
Над материалом работали:
Елена Сергеева
Digital-маркетолог и продюсер образовательных проектов. 8 лет опыта в запусках курсов и мероприятий

Facebook
Instagram
ВКонтакте
Юлия Третьякова
Редактор блога «Морошки»
Мы не берем статьи от теоретиков, мы ищем практиков и настоящих экспертов в своем деле.

Прочитать статьи в блоге: