Интервью

Александр Давыдов

Основатель образовательного проекта «Живые тексты». Автор пяти книг. Создатель методики живого общения экспертов с читателями через тексты.
Александр Давыдов — писатель, бизнес-тренер, автор курса «Живые тексты» и неутомимый практик. В интервью Саша рассказал, как работается тренеру с профеминистскими взглядами, почему у него получается писать живые тексты и где предпринимателю взять еще несколько рук для контент-продвижения.
— Привет, Саша. Нашла о тебе такую фразу: «Помогаю людям научиться жить осознанной жизнью — без медитаций, эзотерики и «успешного успеха», через включение головы и развеивание иллюзий о себе и окружающем мире». Вот скажи, кто твои клиенты? Это ведь, наверное, не те, кто хотят, чтобы вжух! — и жизнь такая сразу наладилась.
— Надежда на «вжух» очень живуча, в том числе среди тех, кто ко мне приходит. Головой-то понимаешь, что «вжух» не будет, а внутри, где-то глубоко, сидит «ну, может, повезет»? Это примерно как с лотерейным билетом: вдруг в этот раз сорву джекпот?

Но в целом мои клиенты — это люди, которые хотят взрослеть. Не по паспорту (это само собой происходит), а внутренне. Ведь детям включать голову-то зачем? Бегай, играй, а потом мама кушать позовет.

В России магическое мышление вообще правит бал, «эзотерики» и обладатели «тайных тысячелетних знаний» на каждом шагу. Поэтому и иллюзий полно. Но это и хорошо: работы много по их развеиванию :)

— Я читала про «Синтон» и историю становления тебя как тренера, очень интересно. Скажи, каким ты помнишь самый первый тренинг, который самостоятельно собрал и разработал? О чём он был, как ты готовился, какие были ощущения после?
— Мой первый тренинг назывался «Свобода быть собой» (или как-то очень похоже), и проводил я его, уже уйдя из «Синтона». Он был про самооценку и про любовь к себе. Прочитал тогда американскую книжку про мотивацию и движение к успеху (я тогда их еще любил читать), и вдохновение забило фонтаном! Во многом тренинг был и для меня полезным, мне тогда было непросто: ушел из организации, в которой мне светило светлое будущее под «чужой крышей», жил в городе, где меня никто не знает, денег не было, перспективы туманны, бизнеса никакого. А тут книжка попалась «Достижение личного максимума». И мне сильно зашла идея движения вперед и вверх, прокачки самооценки и любви к себе. Вот и начал действовать по принципу «пока вам объясняю, сам разберусь».

В этот период я еще познакомился с гештальттерапией, что мне тогда здорово помогло. И даже тренинг этот вел не один, а вместе с гештальттерапевтессой, которая меня в этот самый гештальт и привела. Интересный был опыт, но почти ничего не помню ни про подготовку, ни про проведение. Помню только, что на тренинге было человека три. Нормальная цифра для меня в то время. Но мне точно понравилось и захотелось большего. Так всё и началось.
— А какой самый частый запрос, с которым к тебе сейчас приходят на личные консультации?
— Прозвучит банально, но всё вертится вокруг «найти себя». Обрести свои силы, найти ресурс, который будет по жизни двигать, вообще понять, куда идти, чем заниматься. Если выразить метафорой, то это будет «ежик в тумане». И лошадка куда-то пропала и молчит. Вокруг иллюзии, за спиной комплексы и неработающие встройки из детства, впереди неясность, в руках маленький узелок с желаниями, большая часть из которых, возможно, чужая. И хочется найти свою дорогу.
— У тебя есть книги «Женщина в эпоху перемен» и «Женщина в осознанных отношениях». Скажи, почему ты решил писать книги для женщин и о женщинах? Как тебе удается, находясь в теле мужчины, понимать то, о чём переживают женщины, учить их избегать ошибок?

— Первый женский тренинг я провел году в 2009-м. Что-то было про сильных женщин и «как весло положить». Идея пришла спонтанно, плана вести именно женские программы не было, да и сами женские тренинги в то время практически отсутствовали. И как-то пошло, втянулся и начал вести.

Не скажу, что в первые годы своей работы я прямо сильно понимал, о чём переживают женщины. Я довольно много транслировал тех же самых шаблонов, с которыми сейчас сражаюсь. Вообще был почти «ведическим» тренером. Помогало общее понимание того, как мыслит и живет человек, чего боится и чего хочет. И просто выдавал всем волшебных пенделей и толкал делать то, что они хотят.
Года четыре назад политика начала меняться. На полном ходу заехал в кризис среднего возраста и вышел из него уже профеминистом. Начал вдруг видеть то, что действительно женщины переживают, то, как их воспитывают, куда подталкивают. Очень помогли тысячи прочитанных женских историй — но не в глянцевых мудроженственных пабликах, а в проектах вроде «щастьебытьженой» и «щастьебытьженщиной». Начал читать статьи по феминизму, начал видеть изнанку патриархальной модели, в которой живет вся страна. Я не эмпат, не особо чувствую чужие чувства изначально. Но я ловлю образы и ощущения. А уж с образами и ощущениями в этих историях было всё в порядке. От ужаса перетряхивало регулярно.

И когда я соединил общее понимание того, как человек (любого пола) думает, с вот этим видением изнанки женской жизни, начало что-то живое появляться. Не мне судить, но, если верить отзывам, что-то хорошее и нужное сейчас делаю.
— Тебя называют матриархальным тренером и много где критикуют за слова в поддержку женщин. Что повлияло на твою позицию и как ты справляешься с негативом от глубоко патриархальных мужчин?
— Повлиял личностный и профессиональный кризис, когда я почти на целый год выпал из активной жизни, чуть в депрессию не ушел. Как в том анекдоте почти: «Читал пейджер, много думал».

Когда то, во что верил, оказывается иллюзией, и вдруг понимаешь, сколько всякой фигни в жизни наделал (в том числе и по отношению к женщинам), становится очень неприятно и больно.

Но, как говорится, «что нас не убивает, делает сильнее». И из кризиса я выбрался, по ходу движения закрыв все старые проекты и выбросив в утиль старые книги. И начал создавать новое. Стал вести новые программы, написал новые книги.

Негатив я ловлю постоянно: и относительно интеллигентно выраженный от «ведических женщин» (им же нельзя по Ведам мужчине хамить), и совершенно тупой и беспощадный от патриархальных (и притом туповатых) мужчин. Сколько я удалил с Youtube комментариев вроде «бабораб» и «лысый гондон» — сосчитать точно не получится. Отношусь к этому со снисходительной улыбкой: дураки и дороги всегда были двумя проблемами России. Гораздо сильнее цепляют комментарии, когда вполне разумные и, на первый взгляд, адекватные люди всерьез рассуждают на темы вроде «женщина не человек». Тут пистолет сам в руки прыгает, если выразиться метафорически.
— Ты вел тренинги про отношения — прекрасная и благодатная ниша. А как появилась идея «Живых текстов»? Почему после отношений и тренингов про тренерство ты решил рассказывать именно о текстах?
— Все подобные идеи появляются у меня совершенно спонтанно. Если честно, я даже не помню момента, как зародилась эта. Просто что-то толкнуло изнутри: «паблик создай попробуй». Я не стал долго думать, взвешивать, пошел и создал. И попробовал. И оно вдруг пошло.

Уверен, что эта идея не всплыла сама по себе. Все-таки с текстами у меня давняя любовь, еще класса с восьмого. И книг несколько написал (в прошлую эпоху жизненную), и рассылки вел годами. Думаю, что это всё вызревало, накапливалось, а потом, как говорит мой трехлетний сын, — бабах! — и вырвалось наружу.
— Ну слушай, твои выступления на «ДавайПиши» конфе прошли на ура, все, кто был онлайн, были очарованы. Давай немного приоткроем завесу про будущий наш совместный мастер-класс в «Морошке»? Как ты его видишь и кому стоит прийти?
— Я могу назвать себя евангелистом идеи пишущего эксперта. Вообще, я убежден, что если человек что-то знает и хочет эти знания в мир нести, то он обязан уметь выражать их разумно, последовательно и по-человечески, а не бубнить что-то себе под нос, как некоторые преподаватели в вузах. То же самое относится и к предпринимателям, которые продвигают свои проекты. Ну а копирайтеры тут вообще в первых рядах идут.

В «Живых текстах» соединились две вещи: моя направленность подпинывать людей по дороге личностного развития (моя главная профессия все-таки тренер личностного роста) и удовольствие от владения словом и влияния с его помощью на мир. Чтобы писать хорошие и живые тексты, а не занудные банальности или заумные лекции, эксперту нужно живо и разнообразно мыслить, жить интересной (для него) жизнью, расширять границы познания, исследовать мир вокруг, вообще интересоваться этим самым миром. Просто учить писать мне не очень интересно, да и не получится «просто научиться».

Живые тексты может писать только живой человек. Живые экспертные тексты — живой эксперт. А вот помочь в этом уже точно интересно.
— Ты эксперт по текстам для личных страниц. Учишь писать простых (и не очень) людей так, чтобы их было интересно читать. В связи с этим задам вопрос, волнующий меня больше всего. Если в душе раздрай, опущены руки и не хочется ничего писать, а писать вроде бы как «надо для продвижения», то все-таки писать или лучше помолчать какое-то время, а потом вернуться на личные страницы?
— Тут всё зависит от денег на самом деле.

Если уровень выживания совсем не закрыт, то это одна ситуация. Например, когда женщина сидит в декрете, от мужчины денег можно дождаться только по большим праздникам, или его вообще нет, и она растит ребенка одна, на работу нормальную не устроиться, а единственный более менее освоенный навык — это тот же копирайтинг, то тут деваться некуда. Есть вдохновение, нет вдохновения — иди и пиши что-нибудь, иначе есть нечего будет. Так и становятся копирайтерами за 100 рублей/статья порой. Выбраться с этого уровня можно, дорога непростая и уже далеко не только про тексты.

Когда уровень выживания закрыт и не нужно думать, на что купить хлеба, ситуация другая совсем. Мое мнение: писать из мотива «надо что-то написать для продвижения» бесполезно. Текст скорее всего будет вымученным и скучным. Из состояния творческого запора вряд ли получится создать легкий и вдохновляющий текст — состояние не то.

Лучше отойти немного в сторону, посмотреть на тему, на тексты, перезарядиться и, возможно, что-то поменять. В самой теме, на которую пишете, в стиле текстов, в их форматах. Поэкспериментировать, попробовать что-то новое. Или просто съездить в путешествие, зарядиться новыми эмоциями и вложить их в тексты, оживив их.
— А что думаешь о степени открытости в социальных сетях? Что нести в посты человеку, который строит личный бренд, а что оставить при себе? Я понимаю, что тут многое зависит от ниши и общих ценностей с ЦА, но расскажи, как у тебя с этим? На какие темы ты никогда не пойдешь говорить в соцсети?
— Я точно против полной открытости в соцсетях, особенно для людей, работающих в сфере обучения или продающих услуги, для которых нужны определенные качества и свойства личности. Например, если репетиторка, работающая со школьниками, открыто напишет про свои лесбийские наклонности, она точно будет иметь на это право с точки зрения свободы слова, но репутация ее в глазах большинства родителей будет уничтожена.

Лично я принципиально ничего не рассказываю о семье и ее внутренних процессах. Почти не упоминаю и не свечу ребенка. Для части читателей я вообще могу показаться холостым мужчиной скорее всего, но это меня не пугает.

Зарекся ярко высказываться на политические темы (агрессии и ярких эмоций можно словить много, а разумных реакций будет минимум). Сдержанно высказываюсь на темы, связанные с религией. И точно не вываливаю весь ворох подробностей и историй из моей жизни. Каждая история проходит проверку на «нужно ли об этом говорить» и дорабатывается (без вранья и преувеличений) с целью повышения вероятности того, что ее поймут верно.

Живые тексты — это ведь разговор с живыми людьми. А в любом разговоре есть темы, поднимать которые можно, и те, которые не стоит. И это нормально.
— А были у тебя такие посты, которые потом, спустя какое-то время, пришлось удалить. Ну, не знаю, может, изменилось мнение о вопросе, стыдно за свои прошлые слова или еще по каким-то причинам.
— Посты скорее нет. А вот видео — да. Я удалил почти все свои видео трехлетней давности и старше. А те, что не удалил совсем, скрыл от глаз. Во многом потому, что я так больше не думаю, отчасти потому, что мне не нравится, как я некоторые мысли подавал. Многие мои материалы тех времен не прошли бы мой нынешний отбор с точки зрения «живых текстов»: в основном по логичности подачи и уровню аргументации. С эмоциями там всё было отлично :)

Испытывать стыд мне не сильно свойственно по природе, но поморщиться и почувствовать неловкость от своего же старого материала точно могу. Поэтому зачистка была массовой.

Также убрал и удалил все старые книги, но не только из-за идей в них. Раньше я создавал книги халтурным инфобизнесовым методом: провел семинар, транскрибировал в текст, чуть доработал и вперед. Сейчас я пишу все книги руками, по-честному, транскрибацией не пользуюсь вообще.
— Определенная известность в онлайне как-то влияет на твою офлайновую жизнь? И как ты рассказываешь о своей профессии в реальной жизни?
— Да вообще никак не влияет. На улице несколько раз узнавали, но я же не Дима Билан, чтобы за мной папарацци гонялись.

Забавнее всего объяснять, чем я занимаюсь, иностранцам, особенно европейцам. Слово «тренер» у них ассоциируется исключительно со спортом, слова «коуч» многие не знают. Несколько раз приводил Тони Роббинса в пример: «Ну вот он коуч и я коуч», — но наталкивался на то, что многие не знают, кто такой Тони Роббинс, и мой пример не заходил совсем.

Хотя и в России скажешь «тренер» — спросят «футбол?»

Когда я снимаю квартиру, например, чаще всего говорю, что я психотерапевт. Слово солидное, успокаивающе звучит, претензий и вопросов не вызывает. Запросы на бесплатную помощь не поступали ни разу.

Хотя вариант «писатель» мне тоже нравится :)
— Ты пишешь, что вел тренинги во многих странах. Какая из стран тебе больше всего понравилась как туристу и путешественнику? Куда бы хотел съездить снова?

— Моя любовь — это Европа. Узкие улочки древних городов, чашка эспрессо в уличных кафе, многоголосая многоязычная речь. Мне комфортно в Европе, и она настолько большая, что исследовать ее можно долго. Из тех городов, где я вел выездные тренинги, больше всего зацепила Барселона. У меня была с ней любовь с первого взгляда. Потом чувства немного остыли (и в Барселоне есть своя изнанка), но всё равно что-то особое к ней ощущаю.

Из городов, где пока ничего не вел, особые и сильные чувства вызывает Рим. Когда идешь по его улицам мимо мест, в которых что-то происходило уже тысяч 5 лет назад, всё внутри аж замирает.
— Если говорить о путешествиях, ты на какой стороне: комфортные путешествия, all inclusive и продуманные отели или дикий отдых, заповедные места и романтика костров-палаток?
— Я начинал с палаток и автостопа, даже один раз проехал от Москвы до Севастополя, когда еще Крым был «не наш». Но в один прекрасный момент я понял, что мне надоело потеть под тяжелым рюкзаком, и я перешел на чемоданы на колесах :)

All inclusive не пробовал ни разу, групповой туризм на дух не переношу. Ближе всего мне самостоятельные путешествия, когда я сам покупаю билеты, продумываю маршрут, снимаю (иногда) номера в небольших отелях или (часто) квартиры на Airbnb у местных жителей. Небольшая квартира с хорошим видом в историческом центре, бутылка вина, кусочек местного сыра и хлеба и пара уютных ресторанчиков с вкусной едой поблизости — вот мой all inclusive.
— Саш, ты продвигаешься во многих сетях, вел Youtube, Инстаграм, Фейсбук, «ВКонтакте». Где-то обновляется информация, где-то нет, но наиболее свежие посты во «Вконтакте». Тебе там комфортней всего? Или не хватает рук охватить сразу все каналы?
— Ж = жадность. Хочется везде и всё, но рук и правда не хватает. Потихонечку расширяю команду, но некоторые вещи всё равно пока нужно делать самому. «Вконтакте» — точно моя основная база. Мне нравится, как он устроен, я понимаю, как он работает, тут легко общаться. Youtube использую для своего личностного проекта. Фейсбук пока болтается немного сбоку, не до конца его понимаю. Инстаграм точно в планах. А вообще, конечно, хочется всё вместе, и можно без масла.
— Аудитория «Морошки» — предприниматели. Думаю, им будет интересно узнать, как строится работа над контентом у другого такого же предпринимателя. Расскажи, кто пишет статьи в твой блог alexdavydov.pro? Есть ли какой-то контент-план, по которому блог наполняется, привлекаешь ли ты редакторов и копирайтеров для сбора и написания материалов?
— Тут всё просто: в свои проекты пишу статьи только я сам, и материалы собираю тоже сам. Репостов почти не делаю, копирайтеров не нанимаю. Пытался привлекать к созданию контента других людей пару раз, но ничего хорошего из этого не вышло.

С контент-планом тяжело, я вообще не очень про планы. Вернее, я их очень люблю, люблю планировать, прописывать всё в тетрадочке, но потом в нее просто стараюсь не заглядывать и действую «из головы». Понимаю ценность и необходимость контент-плана, и, для того, чтобы структурироваться в этом смысле, использую других людей как мотиваторов.
— Давай о команде. Какие бизнес-процессы ты делегируешь и как подбираешь людей, на которых можно положиться?
— Удалось делегировать основную часть технических задач, связанных с выдачей доступа к обучающим материалам и прочим подобным вещам. Большую часть организационной текучки я точно скинул. Мне свойственен синдром «как же я могу это отдать, я же всё сделаю лучше», но с ним потихонечку получается справляться. Хотя порой сам всё равно руками влезаю.

Очень хочу делегировать взаимодействие с подписчиками и клиентами (много времени занимает), но тут всё сложнее: хочется, чтобы это делали прямо сразу очень хорошо, ибо «как-нибудь» меня не устроит.

С людьми, на которых можно положиться в интернет-проектах без контрактов и кзотов, скажу честно, сложно. Человек может в любой момент уйти, не объясняя причин и бросив работу на середине. И никаких рычагов воздействия. Вообще найти хороших сотрудников, которых не нужно всё время мотивировать, очень сложно. Я в этом плане по-хорошему завидую командам, где люди работают годами, даже не думая о том, чтобы собрать узелок и уйти в туман, известив всех за день. Хочется, чтобы так было и у меня, и я верю в то, что такую команду в итоге соберу.
— Мы тут придумали такую штуку: хотим выведывать у всех наших спикеров профессиональные советы и секреты. Ты неплохо знаком с проектом «Морошка», дай нам, пожалуйста, три экспертных совета о том, как продвигаться и расти. Как ты считаешь, чего не хватает «Морошке» сейчас и на что обратить внимание?
— Книга-сборник самых интересных и полезных материалов от спикеров «Морошки» — было бы круто и полезно для многих. И обязательно что-то живое в Москве, не только онлайновое. Конференция однодневная, например. Живое событие создает гораздо больше кругов на воде, чем эфир в Фейсбуке, на мой взгляд.

И, возможно, больше идеологической направленности четкой. Для меня «Морошка» — это скорее некое классное пространство, где много разных интересных людей. Некий постоянно идущий творческий процесс. А во всех проектах, которые я делаю, я ищу вектор движения: куда идем, зачем идем, что является основной целью. И «почему ко мне?» Думаю, что движение в эту сторону может принести много интересных открытий.

Мы не берем в спикеры теоретиков, мы ищем интересных людей, задаем им самые разные вопросы и таким образом знакомим их с вами.

Прочитать другие интервью:
Вопросы к интервью подготовила
Юлия Третьякова
Копирайтер, редактор, куратор текстовых курсов. Голос телеграм-канала «Писать и никаких гвоздей». Спикер конференции «ДавайПиши»