Интервью с Ольгой Соломатиной

«Для меня писать – самый естественный способ вести диалог с миром»

Журналист, писатель и литературный редактор
Ольга Соломатина — журналист, писатель и литературный редактор. 23 года работы в Издательском доме «КоммерсантЪ». Автор бестселлеров «Писать легко», «Как писать о любви», «Как победить страх. 12 демонов на пути к свободе, счастью и творчеству», «Ежедневник писателя», автор популярного телеграм-канала «Писать легко».

В интервью поговорили о том, какими качествами и знаниями должен обладать человек который решил написать книгу, действительно ли писать — легко и какие книги стоит читать, чтобы писалось легче.
— Ольга, давайте представим невероятное: никто из читателей вас не знает? Как бы вы представили себя и проекты, которые развиваете?
— Я писатель (9 своих книг, включая художественный роман "Альма" и книгу для детей "Чему я могу научиться у Илона Маска"), редактор (около 40 книг других авторов появились на полках с моей помощью), автор курсов для авторов и Школы и биржи копирайтинга. 23 года работы журналистом и редактором в Издательском доме "КоммерсантЪ". Я помогаю состоявшимся профессионалам и предпринимателям достигать целей с помощью текстов. Авторам разных возрастов и подготовки — овладеть одной из самых востребованных сегодня профессий — копирайтер.

— Ольга, вы недавно написали, что больше не ведёте курсов по написанию книг, а работаете с каждым автором индивидуально. Почему?
— Все авторы индивидуалисты, работы в группе для настоящего писателя, во многом, бесполезная трата времени. Рождение книги – это магический процесс, очень личный, трансформационный. Вначале нужно стать человеком, который может написать книгу, а потом она уже складывается. И мой вклад в чужой труд огромен, поэтому я берусь только за темы, в которых и сама разбираюсь, и которые вызывают во мне любопытство. Такая работа может происходить только один на один.
— Расскажите, как складывается работа с автором над его книгой?
— Вначале нам нужно познакомиться и понять, подходим ли мы друг другу, есть ли между нами контакт. Ведь нам предстоит плотно работать вместе, и, если симпатия и понимание не возникают, лучше искать другого помощника.

Потом я помогаю определить цель книги, диагностируем на каком этапе автор находится – если ли у него достаточно материала, осмыслил он его. После этого можно вернуться на ступень назад и добрать информацию или составлять рабочее оглавление, планы глав и приступать к написанию первого черновика.

И так шаг за шагом пишем, я редактирую книгу, мы подыскиваем издательство, ведем с ним переговоры. А иногда я пишу книгу за автора. Тогда это совсем другой формат работы.
— О книге мечтают многие. Как вам кажется, какой процент этих людей действительно доходит до финала и выпускает книгу?
— Начать книгу очень легко. Написал главу или даже две, опубликовал пост, собрал слова восхищения и лайки, и ...все. В 90% случаев на этом все и заканчивается. Или даже человек с железной волей дописывает до финала, но получает не книгу, а сырую рукопись, сборник статей.
— Ого, всего 10%, значит! А что должно быть у автора, чтобы написать книгу? Можно ли стать писателем, если есть только навык написания, а с сюжетами не складывается?

— Знания о предмете книги, знания о драматургии или написание книг в жанре нон-фикшн, об устройстве книжного рынка и интересах читателей.

Например, спрошу: если книги на вашу тему не в магазинах, это хорошо или плохо? Подумайте. Правильный ответ: плохо. Издатели внимательно изучают предпочтения читателей и если книг на определенную тему нет, значит и спроса нет. А большинство авторов радуются, если им удается придумать нечто, что еще никому в голову не приходило. Но так только кажется дилетантам, что не приходило. На самом деле, профессионалы уже протестировали и узнали, что спроса нет.
— Ольга, в 2019 году вы запустили школу копирайтинга. Как вы думаете, не переполнен ли рынок копирайтеров сейчас? Почему?
— Я готовлю высшую лигу копирайтеров, которых передают из рук в руки. Таких авторов всегда мало.
— Чем отличается учёба в вашей школе от курсов копирайтинга, которых немало на рынке?
— Мы выдаем диплом государственного образца и это очень важно – с 2020 года вступает закон, согласно которому все ее сотрудники должны работать только по профессиях, которым обучались, если в компании хотя бы 1% государственного участия. Иначе компании ждут штрафы, сотрудников – увольнения. Это первое отличие.

Второе. После 23 лет работы в Издательском доме "КоммерсантЪ", больше 40 книг, работы и копирайтером, и заказчиком, с корпорациями и индивидуальными предпринимателями, я знаю о текстах все со всех сторон: и авторов, и заказчиков. И программа Школы копирайтинга включает в себя три огромных раздела, которые подготовят автора к самостоятельной успешной работе: копирайтинг и управление вниманием, маркетинг и SMM, ведение переговоров и психологическая подготовка.

Третье. Я веду обучение сама, даже собеседую авторов, чтобы понять может человек стать первоклассным копирайтером или нет. Сама приглашаю в Школу лучших специалистов в своих областях. А еще ученики пишут для настоящих заказчиков, получают за принятые тексты гонорары и некоторые еще во время учебы находят постоянных клиентов.
— А кто приходит к вам учиться? Это совсем новички в профессии или люди с кое-каким бэкграундом?
— Приходят и те, кому плюс-минус 50, для которых копирайтинг станет новой профессией, и те, кто уже успешно работает или делает первые шаги.
— У вас есть книга «Писать легко», и такое же название носит один из ваших курсов. Но многие авторы, я уверена, совсем не считают, что писать — это действительно так уж легко. Знаменитые писатели ассоциируют написание книг с ежедневным вскрытием вен, с тяжелым трудом, с адской самодисциплиной. Так где правда? Что такое «писать» для вас, Ольга?
— Для меня писать – как дышать, самый естественный способ вести диалог с миром. Знаете, когда ясная голова, когда понимаешь себя и есть что сказать, писать легко. Так и же и с профессиональными текстами: если у вас достаточно информации или вы знаете где ее добрать, если определились с жанром, стилем, выбрали план, что же трудного написать? Это навык как любой другой.
— Как вы относитесь к тому, что многие предприниматели, авторы проектов нанимают авторов писать вместо себя?
— Очень хорошо отношусь. Бизнес – командная игра, все процессы сейчас так усложнились, что уже нет никакой возможности (да и зачем?) делать все самостоятельно.
— Можно ли научиться улавливать tone of voice бренда/человека и писать, подражая его стилю? Если да, то что для этого нужно делать?
— Можно. Я написала много книг за других людей, большинство из них даже нельзя называть. И ни разу еще никому и в голову не пришло, что автор не писал все сам.
— Посоветуйте 3-5 книг, которые помогут писать тексты о себе и для себя легче, чище и интересней?
— Стивен Кинг "Как писать книги"

Айн Рэнд "Искусство беллетристики"

Роберт Макки "История на миллион долларов."

Кристофер Воглер "Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино"

Вирджиния Вулф "Обыкновенный читатель"

Дональд Рейфилд "Жизнь Антона Чехова"

Умберто Эко "О литературе"

Ден Кеннеди "Книги для бизнеса"

Джоанна Элиот "Мировая литература в инфографике"

Блейк Снайдер "Спасите котика"

Ольга Соломатина "Ежедневник писателя" , "Писать легко", "Как победить страх: 12 демонов на пути к счастью, свободе и творчеству"

Дэвид Ховард, Эдвард Мабли "Как работают над сценарием в южной Калифорнии"

Нора Галь "Слово живое и мертвое"

Владимир Набоков "Лекции по русской литературе" и "Зарубежной литературе"

Ryan Van Cleave Memoir Writing For Dummies

Юрген Вольф "Литературный мастер класс"

Уильям Индик "Психология для сценаристов"

Катарина Маренхольц "Литература!"
— Ольга, какой будет следующая ваша личная книга? О чём вы хотите написать? Что ещё не сказано?
— Летом сбылась моя давняя мечта – мы завели собаку! Я так о ней мечтала, что даже набросала серию рассказов про собачку по имени Собачка. А во время работы над детской книгой про Илона Маска я познакомилась с чудесным иллюстратором – Еленой Смешливой, у нас сложился замечательный творческий союз. И вот сейчас мы готовим первую иллюстрированную книгу для малышей до шести лет, в которой главным героем будет мой пес.
— О чём будет ваше выступление на «ДавайПиши» и кому нужно обязательно прийти вас послушать?
— Меня не нужно приходить слушать обязательно. Обычно, ко мне приходят разными путями "мои" люди, с которыми мы созвучны. И тогда в их, да и в моей, жизни начинаются удивительные перемены. А рассказывать я буду о том, какие пять постов достаточно написать, чтобы находить клиентов и покупателей, последователей в самой активной сейчас социальной сети, которая уже заменила во многом биржи труда и стала лучшей маркетинговой площадкой для специалистов и корпораций – в Instagram.
— Мы выведываем у всех наших спикеров профессиональные советы и секреты. Дайте, пожалуйста, Морошке три экспертных совета о том, как писать для продвижения проекта?
— Пишите истории успеха, которые произошли благодаря Морошке. О команде проекта. Подготовке каждого мероприятия по шагам.

Мы не берем в спикеры теоретиков, мы ищем интересных людей, задаем им самые разные вопросы и таким образом знакомим их с вами.

Прочитать другие интервью:
Вопросы к интервью подготовила
Юлия Третьякова
Копирайтер, редактор, куратор текстовых курсов. Голос телеграм-канала «Писать и никаких гвоздей». Спикер конференции «ДавайПиши»