Интервью с Александрой Корчевской-Цехош

«В любом контакте с брендом речь идет о доверии»

Графический и диджитал-дизайнер, дизайнер сайтов на «Тильде», арт-директор
Александра Корчевская-Цехош — графический и диджитал-дизайнер, дизайнер сайтов на «Тильде», арт-директор из Ровно (Украина). Спикер TEDxVinnytsia, автор курса «Дизайн для не дизайнеров». Сделала себя сама: не имела дизайнерского образования, курсов и менторства в начале своей карьеры — и успешно работает уже 8 лет в сфере дизайна, имеет 8 дизайн-наград.

Почему бизнесу нужен целостный визуальный образ, когда и почему нужен ребрендинг и зачем предпринимателю базовое понимание дизайна — об этом Александра рассказала нам в интервью.
— Александра, каково это — входить в сотню лучших дизайнеров Украины?
— Это приятное ощущение, но только первые 5 минут, когда ты об этом узнаёшь. Потом ты понимаешь: это просто показатель — ты что-то делаешь хорошо. Это неплохое лекарство от страданий, когда ты впадаешь в панику «я ничего не делаю в профессиональном плане», это возможность держать определенный чек на услуги, это показатель качества.

Почему-то о доступности услуг дизайнера говорят все, но о том, как измерить качество его услуг, — практически никто. Рейтинг — десятая часть гарантий, что работа для вас будет сделана отлично.

— Как вы вообще относитесь ко всем этим рейтингам?
— Рейтинги помогают клиентам найти квалифицированного исполнителя, поэтому дизайнеру полезно быть в такого рода списках. Но если у дизайнера нет недостатка в классных проектах и он хорошо себя продает, то он и без рейтингов ничего не потеряет, разве что пострадает его эго.

Всем понятно, что первые 20 позиций — серьезные агентства. Например, BBDO Ukraine — мастодонт рекламного рынка. Twiga, Leo Burnett Ukraine, Saatchi & Saatchi Ukraine или Banda Agency, которые вообще взяли в этом году «Каннских львов». Это мощные команды, крупные игроки, и именно они работают с большими брендами.

Моя цель — подобраться как можно ближе к именитым агентствам. Это будет значить, что мои проекты интересны не только клиентам, но и коллегам. Может быть, тогда придет желание создать свою студию и потягаться с агентствами и креативными бюро наравне — но не в ближайшие пару лет.

Сейчас для меня рейтинг — просто показатель, что ты действительно делаешь хотя бы что-то.
Брендинг для Lelia Cosmetics (2018). Взял BRONZE* Kakadu Awards
— Почему дизайн стал частью вашей жизни? Как заметили и решили развивать талант?
— Дизайн всё время для меня как воздух: незаметно, но присутствует везде, где бы я ни была и что бы я ни делала.

Я ВИЖУ неровности, перекосы, даже неправильное расстояние между строками и буквами, отсутствие композиции на экране. Поэтому с самого начала много времени уходило даже на то, чтобы оформить изображение простой презентации, чтобы оно было читабельным, понятным, впечатляющим. С крутыми иллюстрациями, стильной подачей.

Фишка в том, что дизайну я училась сама. Да, я самоучка, которая не заканчивала вуз по специальности «графический дизайн». Я училась «от задач».
— Это как?
Чем сложнее были мои задачи, тем круче нужно было прокачаться в дизайне, чтобы их решить. И это становилось моей страстью. Я отвечала на вызов, много изучала кейсов, смотрела на проблемы заказчика, на проблемы типографий, принимала решения и в результате выигрывала.

Были когда-то еще школьные дополнительные курсы «компьютерной грамотности», где мы знакомились с интерфейсом Adobe Photoshop, я помогала оформлять паблики «ВКонтакте», делала презентации в качестве школьных проектов и студенческих проектов.

Талант стал заметен позже, когда мои проекты оказывались качественней чем типографские и выполненные другими фрилансерами.

В университете я захотела выпускать студенческий журнал — первый в истории универа глянец. Я искала спонсоров, понимала, что верстать журнал моей мечты надо только в InDesign. Так как условно бесплатно это делать никто не захотел, пришлось учиться самой. Мои желания делать совершенно стимулируют меня двигаться дальше, для меня тогда уже не существует слова «нет» — я просто работаю на результат.
Тот самый диплом, дизайн которого я разработала в ходе учебы и с которым вышла из университета. Фото пользователя Инстаграма @1skates1
Уже через пару лет я сама предложила университету поменять его визуальный облик. Мое предложение приняли, и я разработала часть визуального оформления своей альма-матер: папки, визитки, прочая айдентика, и в том числе макеты дипломов о высшем образовании. На выпуске я держала в руках оба диплома о высшем образовании со своим дизайном. Да, диплом мне в самом деле пригодился: стал частью портфолио на начальных этапах.
Элементы айдентики для университета
Вообще, я с отличием окончила магистратуру по специальности «экология» и готовилась к аспирантуре. Хотела продолжить научную карьеру, стать кандидатом, доктором наук, мне это было интересно.
— Казалось бы, экология и дизайн — две абсолютно противоположные сферы, да?
— Так в самом деле кажется, но экологу — да и любому специалисту сегодня, чтобы доказать свою точку зрения, нужно хорошо ее презентовать. Опыт участия в конференциях, научной деятельности в течении 8–9 лет помог мне. Я готовила презентации, проекты, большие презентационные стенды, общалась с типографиями, и это помогло набить руку, натренировать глазомер. А постоянная обкатка на аудитории помогла понять, что лучше заходит. Это «работа в поле» — опыт с реальными людьми.

Научная деятельность помогает мне всё время анализировать потребности клиента и его дизайн. Именно она сделала меня «мыслителем», подарила опыт, который равен парочке лет под кураторством арт-директора креативного агентства. Теперь я сознаю, насколько важно «включать голову» и «выключать дизайнера», чтобы слышать цели людей, которые приходят с задачами.

Параллельно с учебой и научной деятельностью приходили коммерческие предложения, на которые я с удовольствием откликалась. Пошли первые награды. А потом я решила уйти в дизайн совсем, потому что здесь я могу реализовать себя лучше и не зависеть ни от кого, кроме себя.
— Помните свои ощущения от первой полученной награды?
— Я была очень рада, поскольку не думала тогда, что мой проект заметят. Меня немного беспокоило, что у меня не было образования в дизайне, я была не уверена в себе.
— Что это был за проект?
— Это была книга для украинского писателя Олега Куликова «В центре всех моих миров». Книга о космических мирах сама по себе имела интересную историю, потому что была очень личной. Она о том, что нужно находить время на близких людей. Автор хотел напечатать только три экземпляра книги, а онлайн-публике презентовать ее на диджитал-платформе.

Главная героиня создавала миры, с которыми была связана через свои волосы, заплетенные в дреды. Поскольку миров было слишком много, она не могла задерживаться в одном и должна была постоянно перемещаться между ними. Но миров становилось всё больше, и она была вынуждена оставить часть себя и обрезать свои волосы, чтобы освободить эти миры и самой спастись. Очень оригинальная история, я бы сказала: осовремененный миф о Цирцее с нашей нынешней проблематикой.

Это всё было оформлено в бирюзовом и коралловом цвете, с линейной графикой и космическими образами. Это был неординарный проект. С ним я попала в шорт-лист в категории «Студенческий дизайн» конкурса Ukrainian Design: The Very Best Of и в шорт-лист ADC*UA.
— Сейчас у вас в работе логотипы, фирменный стиль, сайты на «Тильде». Но кроме этого вы обучаете и выступаете спикером. Не слишком ли широкий профиль выходит? Не хочется вам сосредоточиться на чем-то одном и больше развивать это направление?
— На самом деле всё происходит очень органично. Всё сразу успеть невозможно, и очень жаль. Но у многих проектом разветвленная инфраструктура. В них всё начинается с лого и заканчивается сайтами, соцсетями, айдентикой. Они длительные, задачи разнесены во времени, за это и люблю их.

В них я могу максимально погрузиться в бизнес клиента, создать команду, предложить больше и реализовать идею целиком. Соткать целостный образ, который, как качественный костюм с индпошива, будет заметен сразу же.

Например, как для косметического бренда Lelia — я даже расписала стену шоурума по мотивам иллюстраций для бренда, которые стали упаковкой.

Стена шоурума для Lelia. Использован тренд экологичного дизайна, когда по возможности исключаются любые заливки, чтобы лишний раз не использовались чернила, — природоохрана во всей красе
Два потока курса «Дизайна для не дизайнеров», который проходил офлайн в моем родном городе, помогли мне организовать площадку допобразования для бизнеса, который работает с рекламой. Теперь, если заказчики хотят сайт, брендирование, они обращаются за советом. И в моем городеколичество ужасной рекламы уменьшается. А это уже большая победа :)
— Выходит, у вас довольно глобальные цели, если мы говорим о смене городского облика
— Мало кто знает, но дизайн воздействует на человека физически. Из-за цвета, контраста и того, как он гармонирует с окружающей средой, он вполне может вызвать усталость, злость, раздражение. При сильном контрасте или неправильном сочетании цветов процессы образования и распада белка в фоторецепторах сетчатки глаза не сбалансированы. К примеру, если задержать взгляд на «Черном квадрате» Малевича, а потом закрыть глаза, его ореол продолжит мерцать, хотя свет не поступает и нет возбудителя извне. Таким образом глаз пытается «вернуться в исходное положение», пытается восстановить баланс.

Вот таким опытом, виденьем хочется делиться, чтобы показать как можно большему количеству людей, что такое хороший дизайн.

Поэтому конференции, на которых я рассказываю о дизайне, его принципах, о своем опыте, случаются достаточно часто. Мне нравится делиться тем, над чем я работаю и что открывается мне в процессе. Я люблю акцентироваться на практическом применении дизайна, на пользе, которую он несёт.

Кто-то разделяет мои взгляды, смотрит на проекты и хочет поработать — тогда начинается сотрудничество, интересные проекты. В том числе и те, которые потом получают награды, становятся одними из лучших в городе, не только в моём родном.
— У вас есть свой курс про дизайн для бизнеса. Расскажите о нём. Зачем предпринимателям ко всем прочим делам вникать ещё и в дизайн?
— Потому что они принимают решения по дизайну, но не имеют опыта. Как может человек с нулевым бэкграундом в дизайне оценить сделанную для него работу, отбросить мишуру с красивыми мокапами и презентациями и в самом деле осмыслить работу, которую ему продают? Только если он хочет знать о дизайне больше.

Найти специалиста, которому ты доверяешь на 100 %, сложно, а ведь дизайн сейчас нужен сегодня всем. Не нужен он разве что бабе Шуре, которая делает самые вкусные чебуреки на рынке. Ее личный бренд не нуждается в масштабировании, потому что она его не потянет. Люди и так ее найдут благодаря сарафанному радио. В остальных же случаях решения о дизайне — это неизбежно. И к такому нужно готовиться.

Я сейчас обновляю курс, перевожу в онлайн — так он станет доступнее для всех желающих. К нему готовлю разнообразные чек-листы, проверочные документы, чтобы как можно детально передать понимание дизайн-аудита бизнесу, который должен оценивать работу. Думаю, получится интересно.
— А те, кто его закончили офлайн, с каким багажом выпустились? Что они могут/понимают после?
— Знают примерную историю дизайна, с чего всё началось и куда движется. Колористика, шрифты, композиция, что такое тренды, как их понять — это необходимый минимум для людей, которые принимают решения по поводу дизайна. Они не боятся писем из типографий; они знают, что это такое, когда дизайнер схалтурил; знают, где может наступить административная ответственность; где начинается воровство материалов и нелегальное использование, а где мы можем использовать материалы, и какие есть нюансы в таком процессе.
— Вы выступали с темой визуального голоса бренда. Почему вы выбрали такую тему: «Брендинг на примере католической церкви»? Тема звучит очень интригующе.
— Вы о моём TEDx выступлении в Виннице в этом году?
— Да, о нём.
— Я рассказывала там о смысле бренда и о том, как качественно его создать, опираясь на параллели с историей католической церкви.

Тема эта имела огромный резонанс, было множество вопросов ко мне лично. Она спорная — звучит так, когда слышишь ее впервые. Но на самом деле мой спич был больше ответом на презентацию Qualtrics, которые собрали большой хайп.

Они еще в январе прошлого года на X4Conference в Солт-Лейк-Сити объявили тренд на следующие десятилетия: «Turn customers into fanatics. Employees into ambassadors. Products into obsessions. And brands into religions». И это действительно может объяснить то, что происходит с брендами сегодня. Но Qualtrics говорят только об одной стороне этого явления. Мы же приходим к тому, что очень нуждаемся в доверии к коммерческим историям. Удача в бизнесе сводится к тому, что мы имеем кредит доверия от клиента, и оправдываем его, и компенсируем с лихвой. Тогда у нас получается. Почему именно церковь? Потому что это место, где доверия больше всего.
— Поэтому так важно всё делать в одном стиле, даже работая и продвигаясь в соцсетях? Чтобы быть узнаваемым, целостными вызывать доверие?
— Рассуждать о бренде в таком ключе — весьма свежая тенденция. Тот, кто раньше это поймет, имеет шанс развить свой бренд во что-то, что должно иметь свойство оставаться стабильным несмотря на любые кризисные ситуации, которым подвержен бренд. Вот что есть настоящая целостность. Конечно, она проявляется в том, что бренд имеет свою визуальную преемственность, свою традицию: чтобы пользователь узнавал и использовал именно его, бренд должен оформлять всё в одном стиле.
— Что стало центром ваших размышлений именно о такой идее работы с продуктами, с пользователями, с брендами? Что сегодня актуально в брендинге?
— Сторителлинг, поиск новых концепций, мода на sustainable brands и заботу о социуме. Это ответ на то, что люди не могут жить только в коммерческом пространстве, они нуждаются в ценностях, потому что человеческая цивилизация — о доверии к другому.

Она о том, как справляться со всеми вызовами, о том, как человек на самом деле чувствует общность идеи со своей жизнью и как соединяет ее с личными ценностями. Невозможно заставить покупателя верить то, что «Макдоналдс» заменит тебе семью или какой-либо товар станет тебе таким же близким, как друг.

Я о ценностях, которые не имеют эквивалента в деньгах, которые сложно облечь в слова, но можно выразить визуальными образами. Бренд-дизайнер может создать человеческую оболочку вокруг бренда, в этом и состоит суть хорошего сервиса. Ведь именно из-за человеческого отношения, душевности мы возвращаемся.

Если говорить об актуальности, то бренд-менеджеры пытаются изобретать колесо, но на самом деле ответы на их вопросы кроются в истории. Сегодня специалистов в построении бренда учат по кейсам Adidas, Google, McDonald's, им дают читать Огилви или Брайана Трейси и учат думать и прогнозировать будущее. Но есть проблема: их не учат выборочной ретроспекции, поскольку кейсы выбирают не сами будущие бренд-менеджеры. Бренд-менеджер должен сам составлять для каждого отдельного случая свою ретроспекцию из удачных примеров в своей области, в похожих историях, а не пользоваться тем, что кто-то выбрал для него, чтобы пояснить общие принципы.

Тот же Огилви доверял не интуиции, а именно опыту исследовательских данных. Ведь бренд — это игра в долгую, нужно понимать, что ляжет в его основу.

Многие специалисты в курсе, что культурные особенности влияют на то, какая дизайн-кампания будет успешной, но по-настоящему успешны те, кто понимает, что стоит за культурой. В случае Европы это история христианства. На самом деле об этом можно рассказывать очень долго, но с моим развернутым объяснением здесь, думаю, послушать мой TEDx будет еще интереснее.
— А что если сегодня у предпринимателя одни предпочтения, а завтра всё поменялось, вплоть до фирменных цветов и шаблона сайта и «игра в долгую» изменила свои правила игры. Так можно?
— Можно, если осторожно.

Ребрендинг всегда сопровождает структурные, ценностные, управленческие изменения в бренде. Это сигнал для пользователя, что бренд что-то меняет и есть смысл приходить познакомиться. Он вовлекает новые ниши, новых пользователей.

Но изменения нужно делать грамотно. Знаю несколько историй о том, как бизнес решил за полгода адаптировать модель управления к новым механикам управления, но развалился. Хотя перед этим успешно просуществовал 5, 10, 20 лет. В чём ошибка? Слишком резкие изменения, люди не учли, что старая аудитория не сможет быстро привыкнуть к новому образу, а новая аудитория ещё не подтянется, потому что бизнес только начал развивать каналы продаж с новым лицом.
— Скажите, удается ли вам самой следовать «трем слонам красивого поста», о которых вы писали в статье Webpromoexperts?
— Красивый пост — это больше, чем дизайн, это еще и текст. Копирайтера у меня нет, поэтому я сама пишу тексты. Не скрою, это занимает очень много времени. Иногда спрашиваю совета у коллег, которые постоянно занимаются текстами, как им мой текст, и мне следовало бы делать это чаще.

Три кита хорошего поста в дизайне — целостная композиция, сбалансированный цвет и продуманная типографика. Если речь о моём инстаграм-аккаунте, то я в большинстве случаев акцентируюсь на фотоконтенте. В нем есть доминирующий цвет, и когда идет съёмка, я держу его в голове. Если речь о дизайн-макете не для поста в инсту — да, разумеется, ты обязан думать об этих вещах, они базовые.
— Видела, вы экспериментировали даже с текстовыми плашками после первого фото в инстаграм-посте. Как много времени уходит на то, чтобы сделать вот это всё в фирменном стиле, а не просто вывесить скрины с текстом? Оправдано ли это?
— Мой Инстаграм — это экспериментальное поле, я там пробую гипотезы, которые потом могут стать рабочими для клиентов, и ищу свою собственную модель, которой смогу «себя продать».

В случае с этим постом у меня ушло где-то полчаса времени на сам текст и полчаса на оформление. Он вызвал реакцию, удивление, но не продал себя хорошо.

Этот способ себя оправдывает в определенных случаях: добавь сюда гистограммы, графики, схемы, и это оформление будет очень клевым решением.

Например, есть компании, которые занимаются анализом данных или статистикой — они могут таким образом показывать куски исследований, рассказывать о кейсах.

Но в случае текстовых «простыней» этот способ не оправдывает себя. Именно в этом оформлении — слишком темно, слишком тонкий шрифт. Лучше в постах «для почитать в карусели блог» работает скриншот заметок на iPhone, с его текстурированным фоном и красивым показом эмоджи. Он показывает очень хороший отклик. Или помнить вечное правило, что в негативе любой текст читается хуже.
— Как вы считаете, может ли предприниматель сам себе создавать визуальный контент или для этого всё же нужна помощь дизайнеров, видеографов и прочих специалистов?
— Конечно, может, но нужно помнить, что это не всегда удовлетворяет его задаче в полной мере.

Например, распространенная ситуация: дизайнер может сам поцветокорить фотоконтент для внешней или диджитал-рекламы, но фоторетушь на уровне глянцевого журнала отдает кому-то. Потому что он может, но у него нет той скорости, как у специалиста. Или нужны дополнительные ресурсы и навыки работы с ними. Например: графический планшет есть не у всех дизайнеров; экшены и пресеты с уже готовыми установками, которые упрощают механическую работу а-ля «выровнять тон кожи, избавиться от сильного рельефа кожи, или наоборот подчеркнуть его», — тоже.

Можно тратить время на образование, плавно подтягивать знания в каждой сфере, слушать практические рекомендации. Или когда уже делаете что-то сами, то хотя бы консультируйтесь со знакомым, кто это делает на профессиональной основе. Это более здравый способ.

Конечно, есть заведения вроде chief-table, где сам шеф-повар кормит, моет тарелки, готовит, принимает заказы, содержит кафе, — такой себе человек-оркестр, и это фишка заведения. Если вы хотите так же — это тоже классный, привлекающий внимание пользователей путь, но он серьезно ограничивает масштабирование. Да и утомительно это.

Съёмка, макеты, шаблоны — это время, которое предприниматель мог бы потратить на управленческую работу, которая является его основным занятием. В это время он мог бы делать что-то для развития бизнеса, а не чрезмерно утомляться его содержанием. Я в целом за то, что каждый должен делать свою работу.

Но бизнес — это время, когда многое может идти не по правилам и когда нужно принимать решения. Начать делать макеты самому — тоже хороший путь. Но хорошо бы для этого знать и понимать базу.
— Посоветуйте необходимый минимум программ, который стоит освоить не дизайнерам? В чём стоит разобраться, чтобы выдавать качественную картинку и придерживаться одного стиля?
— Начать с «Фотошопа» и «Иллюстратора» — всегда хорошая идея. Зная эти две программы, можно сделать практически всё, что нужно бизнесу, вплоть до видео, сложных книг… Не факт, что это не будет напоминать забивание гвоздей микроскопом, но в самом деле там очень широкая функциональность, которая позволит многое. Разобраться нужно будет в колористике, типографике, композиции, правилах вывода изображений под разные нужды, сжимании изображений без потери качества.
— Александра, о чём будет ваше выступление на «Визуальной» и кому нужно обязательно прийти вас послушать?
— Цель моего выступления — сориентировать в трендах, подсказать, как их чувствовать и где искать, рассказать о критериях оценки дизайна, немного об образе мышления дизайнеров в ключе самого дизайна. Подсказать вектор, как самому развить в себе дизайнера, когда ты должен думать о своем бренде, — что не упустить.

Послушать меня будет полезно всем, кто принимает решения насчет дизайна, кто сам дизайнерит и хочет услышать что-то для систематизации опыта — новые детали. И, конечно же, тем, кто пишет, но хочет облекать текст в картинки. Например, если человек пишет для сайтов, для диджитала, но не понимает, как сделать так, чтобы от дизайнеров было меньше негативных фидбеков, что текст сложно превратить в трендовый макет.

Ну и, конечно же, полезно слушать всем, потому что дизайн сегодня окружил нас везде, но большинство из нас верит, что дизайн для сайта должен быть красивым, а не продающим. На практике нам нужно думать именно о том, продает ли наш дизайн: красивым для всех сразу он не будет никогда — он должен быть качественным. Какой дизайн лучше продает, я расскажу на конфе.
— Мы тут выведываем у всех наших спикеров профессиональные советы и секреты. Дайте нам, пожалуйста, три экспертных совета о том, как продвигаться и расти, используя визуальный голос?
— Ваш бренд будет всё привлекательнее, и это поможет вам расти, если ваш дизайн будет иметь историю под собой. Смотрите на проекты от известных студий, думайте, почему они успешны. В большинстве случаев вы увидите, что для бренда стала (или была) родной какая-то история, свой бэкграунд, и его использовали и обыграли. Делайте так же — это совет номер один.

Второй совет. Создавайте дизайнерские решения не на год и не на два. Их можно сделать максимально стабильными, чтобы ваш бренд вызывал больше доверия тем, что его визуал узнаваем. Изучайте конкурентов и делайте лучше, делайте визуал так, чтобы подчеркнуть себя. Не тренды этого года, не современность, а именно себя.

Совет номер три, самый важный. Обращайтесь к людям, которые у вас покупают. Не к себе, родным, делая визуал, который любите вы. Не к вашим коллегам, пытаясь их переплюнуть. Делайте визуал для клиентов, собственно, как и всё другое в вашем бизнесе. И будет вам счастье.

Мы не берем в спикеры теоретиков, мы ищем интересных людей, задаем им самые разные вопросы и таким образом знакомим их с вами.

Прочитать другие интервью:
Вопросы к интервью подготовила
Юлия Третьякова
Копирайтер, редактор, куратор текстовых курсов. Голос телеграм-канала «Писать и никаких гвоздей». Спикер конференции «ДавайПиши»