Статья от эксперта

Геймификация в обучении: как не заиграться?

Ольга Корбан
Слово редактору
Юлия Полякова
Редактор блога «Морошки»
Мы посвятили онлайн-обучению целую конференцию «Делай курс», но о многих темах хотелось бы поговорить подробнее. Одна из таких тем — игровые методики. Геймификация — не способ развлекать взрослых людей. Игра помогает связать теорию и практику, мотивировать учеников не бросать занятия и лучше усваивать материал. Наши друзья из образовательного проекта eTutorium рассказали нам о том, как добавить в свой курс игру и зачем это нужно.

Время чтения — 7 минут.
Онлайн-курсы, тренинги, интенсивы… Предложений для обучения и повышения квалификации сейчас так же много, как и продуктов в супермаркете. Спрос не только порождает предложение, но и повышает процент студентов, которые бросают занятия на полпути.

Именно здесь в игру и вступает геймификация, которая помогает преодолеть пропасть, разделяющую книжную теорию и реальные ежедневные задачи. Благодаря встроенным игровым элементам студенты учатся брать ответственность за свои действия и принимать важные решения в повседневной деятельности.

Визуализация прогресса, сторителлинг, рейтинги, бейджи и награды включают эмоции и позволяют обучающимся совместить приятное с полезным – получить новые навыки и порцию гормона радости. Но всё ли так идеально в этой бочке меда?

Сценарий № 1. Золушка

Как вы думаете, изменились ли моральные качества Золушки после ребрендинга и посещения стилиста? Едва ли. А это значит, что карета, шикарное платье и тиара стали всего лишь приятным бонусом к ее внутренней красоте.

С историями так же: они должны дополнять, а не перекрывать собой содержательную часть курса. Сюжет с космическими путешествиями, экспедициями на Северный полюс или освоением необитаемого острова без привязки к контенту просто перетянет на себя внимание в ущерб обучению.

Да, студент пройдет свой «путь героя», но через месяц он сможет вспомнить только яркую графику и визуальные эффекты, а не изученный материал. Геймификация работает в тех случаях, когда мы применяем ее инструменты осознанно. То есть она должна соответствовать поставленным целям и задачам обучения.

Что делать?

В этом случае принцип «чем больше, тем лучше» не работает. Во всём должна быть система. Располагайте игровые акценты в стратегически важных для учебного процесса местах, а не везде, где ни попадя. Для подстраховки всегда спрашивайте себя, зачем нужен тот или иной элемент и как он поможет студенту прокачать свои скилы.

Сценарий № 2. Красная Шапочка

Не думайте, что ваши студенты готовы поверить любой ерунде, как героиня «Красной Шапочки». Первоочередная задача каждого онлайн-курса состоит в том, чтобы обучающиеся использовали полученный опыт в реальной жизни, а не просто поигрались. То есть они должны верить в историю.

Что делать?

Никогда, нет, НИКОГДА не врите студентам. Игровой сюжет должен быть максимально приближен к трудовым будням. Глянцевые истории и ванильные герои, которые прошли курс и повысили свой доход в 100500 раз, вызывают не только раздражение, но и отторжение от обучения в целом. В то же время цепляют истории реальных людей, кейсы, провалы и несовершенные герои, которые делают выводы из своих ошибок.

Сценарий № 3. Русалочка

Все ближайшие рифы исследованы, красивые ракушки собраны, акулы приручены — скучно и неинтересно. А вот на поверхности ждет дивный новый мир, еще и принц в придачу!

При неправильной интеграции в учебный процесс геймификация также может иметь обратный эффект. К хорошему быстро привыкаешь, поэтому переизбыток игровых элементов приводит к тому, что студенты перестают воспринимать традиционный формат обучения. Конечно, зачем прикладывать усилия и читать лекционные материалы, если можно посмотреть видео, где всё расскажут и покажут?

Что делать?

Истории в курсах нужны для погружения в проблему, расстановки акцентов, опровержения мифов и сомнений. Во всех остальных случаях 10 раз подумайте, прежде чем внедрить какой-либо элемент геймификации. Помните, вопрос «Зачем?» — ваш лучший друг!

Сценарий № 4. Белоснежка и 7 гномов

Умники, скромники, весельчаки — студенты вашего онлайн-курса будут очень разными. Попадутся и ворчуны, которые постоянно чем-то недовольны. И это нормально! Но если к категории ворчунов можно отнести каждого второго обучающегося, то стоит пересмотреть содержание и форму подачи учебных материалов.

Уверены, что обещания, которые вы давали на лендинге, совпадают с реальностью? Не выступает ли случайно мультяшный персонаж главным героем-мотиватором на курсе для преподавателей вузов и кандидатов наук? В итоге может оказаться, что вы придумали захватывающую историю для студентов, которые занимают принципиальную позицию «я пришел получать знания, а не в игры играть».

Что делать?

Перед созданием сценария онлайн-курса обязательно проведите анализ целевой аудитории и составьте аватар клиента. Без него вы можете предлагать авторскую программу по вязке шерстяных носков африканским бедуинам и искренне не понимать, куда подевалась мотивация студентов.

Сценарий № 5. Красавица и Чудовище

Помните Гастона из «Красавицы и Чудовища»? Он хотел заполучить в жены Белль, потому что влюбился в нее без памяти. Как бы не так! Потому что он воспринимал ее как трофей, который полагается лучшему охотнику в городе.

Желание получить новые знания должно идти изнутри, без задействования внешних стимулов и мотивационной морковки. Поэтому важно следить за тем, чтобы учебный процесс не превратился в банальное коллекционирование наград.

Что делать?

Как что? Придерживаться золотой середины! Не нужно разбрасываться наградами за каждое минимальное действие. Присваивайте ачивки только за действительно важные достижения, а не обычное прочтение лекционного материала или просмотр вебинара.

Сценарий № 6. Рапунцель

Геймификация помогает визуализировать достижения и прогресс не для преподавателя, а для самих студентов. Первая десятка счастлива: азарт мотивирует, и за каждую позицию в рейтинге разворачивается нешуточная борьба. А как чувствуют себя те, кто замыкают список?

Студент может решить, что заниматься просто нет смысла, закрыться на вершине самой высокой башни и отбиваться сковородкой от всех ваших попыток помочь. Знать, что какое-то задание никак не получается выполнить, — это одно, но понимать, что ваше имя в конце таблицы видит вся группа, — совершенно другое.

Что делать?

Не пускайте обучение на самотек! Сопровождение методиста на всех этапах обучения играет большую роль для поддержки морального духа студентов. Будьте готовы к тому, что иногда вам придется выполнять роль не только мотиватора, но и поднимателя самооценки.

Ну а если без элемента соревнования не обойтись, обнуляйте рейтинговые таблицы в конце каждой недели, чтобы обучающиеся могли начать с чистого листа.

Сценарий № 7. Король Лев

Геймификации в корпоративном онлайн-обучении необходимо считаться с одной маленькой деталью: существует высокая вероятность того, что однокурсники не только знакомы в реальной жизни, но и работают над общими проектами.

Поверхностное внедрение игровых механик подтачивает и без того хрупкий баланс между конкуренцией и сотрудничеством. Поэтому важно отслеживать динамику группы, чтобы не обострять существующие проблемы в коллективе и не превращать систему дистанционного обучения в поле боя за место вожака прайда.

Что делать?

Попробуйте направить энергию студентов в мирное русло. Для этого достаточно отказаться от использования соревновательных мотивов в пользу достижения общих командных целей.
И что теперь, отказаться от внедрения игровых механик в пользу традиционных форматов обучения? Геймификация, как и таблетки, помогает только в определенных дозах. Чтобы не получить совершенно противоположный эффект, вдохновляйтесь нашими советами и пользуйтесь инструментами вовлечения студентов в учебный процесс с умом!
Статью подготовили
Ольга Корбан
Копирайтер проекта eTutorium, автор и редактор тематического блога
Юлия Полякова
Редактор блога «Морошки»
Мы не берем статьи от теоретиков, мы ищем практиков и настоящих экспертов в своем деле.

Прочитать статьи в блоге: