Статья от эксперта

Где брать картинки для статей

Аркадий Боралов
Слово редактору
Юлия Полякова
Редактор блога «Морошки»
«Тексты сейчас никто не читает, все смотрят только на фото» — и такое мнение можно встретить в интернете. Мы не согласны. Читают, еще как читают. Но фото тем не менее важны — они помогают расставить нужные акценты, наглядно проиллюстрировать содержимое, сделать текст более образным, трехмерным.

Где же найти фото, если вы не гуру фотосъемки и не готовы снимать самостоятельно? Аркадий Боралов узнал всё о фотостоках и рассказал нам. Статья будет полезна всем, кому нужны иллюстрации для постов, статей, рассылок и других типов контента.

Время чтения — 10 минут.
На первый взгляд, если чтить авторское право и не тырить картинки в интернете, найти хорошее изображение для иллюстрации своего текста очень непросто. На самом деле ситуация прямо противоположная: источников изображений слишком много, и они разные. Поэтому, если вы не знаете, где что искать, вы можете и время потратить, и ничего достойного не найти.

Эта статья даст вам общий обзор источников картинок. И я рекомендую вам выделить время и походить по ссылкам. Даже беглое знакомство сэкономит вам время в дальнейшем: когда возникнет конкретная задача, вы будете знать, куда идти и как искать.

Где брать картинки для статей

Допустим, вас не нужно убеждать в необходимости и ценности иллюстраций. Практически вопрос состоит в том, где брать релевантные изображения. По большому счёту, ответов на этот вопрос всего четыре:
1
«Позаимствовать» картинку в сети. Например, воспользоваться сервисом «Яндекс.Картинки» для поиска, а затем скопировать понравившееся изображение.
2
Сделать самому. Сфотографировать, нарисовать, сделать графику и т. п.
3
Заказать специалисту. Чтобы он сфотографировал, нарисовал, сделал графику и т. п.
4
Найти изображение в каком-нибудь специализированном собрании и воспользоваться им на законных основаниях.
Первый способ очевидно неприемлем. Второй и третий — всем хороши, но в большинстве случаев оказываются слишком затратными по времени и/или деньгам. Четвертый способ и есть предмет нашего сегодняшнего разговора.

Но прежде чем двигаться дальше, следует прояснить два важных обстоятельства.

Об уникальности изображений

Поисковики любят уникальный контент. Изображения, размещенные в фотобанках, таковыми не являются. Если для вашего сайта требуется оригинальное, нигде прежде не использовавшееся изображение, вам ничего другого не остается, как создать его самостоятельно или заказать.

Вы можете попытаться найти что-нибудь подходящее в магазине уникальных фотографий на бирже еТХТ. Однако выбор там невелик, а качество в целом очень посредственное. Впрочем, попробуйте.
На этой бирже можно написать автору фоток напрямую и договориться о долгосрочном сотрудничестве
Кстати, проверить уникальность фотографии можно, например, с помощью сервиса Tineye. Можно также воспользоваться поисковыми системами: соответствующая функция поиска по изображениям есть и в «Яндекс.Картинках», и в Google Images.
Если вам нужны уникальные, нигде не использованные изображения, стоки вам не помогут.
Еще раз: если нужны исключительно уникальные изображения, дальше можете не читать. Второе уточнение касается нескольких юридических терминов.

Юридические тонкости использования изображений

Вообще, авторское право — это отдельная большая тема. Здесь я коснусь только тех моментов, которые важны для понимания особенностей работы фотобанков.

Ограничения устанавливает автор

Процитирую «Википедию»:
«А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях».
Ключевое слово в этом определении — «использование». Это значит, что авторское право на результат творческой деятельности неотчуждаемо. Автор остается автором произведения навсегда. И он может разрешить, а может и НЕ разрешить использовать свое творение.

Изображения можно использовать по-разному. Взять рисунок для иллюстрации поста в личном блоге совсем не то же самое, что использовать этот же рисунок в рекламном буклете, напечатанном тиражом сто тысяч экземпляров. Первый случай — некоммерческое использование. Второй — очевидно коммерческое, когда вы используете картинку с целью извлечения прибыли.

Лицензии

Условия использования изображений подробно оговариваются в лицензии, на условиях которой это изображение распространяется.
Разберитесь в видах лицензий. Подбирая изображение, всегда обращайте внимание, по какой лицензии изображение предоставляется.
Нам важно знать и различать два вида лицензий. На бесплатные изображения распространяются лицензии Creative Commons, которые насчитывают шесть типов. Каждый из них подразумевает обязательное указание авторства (издателя контента), но лишь некоторые позволяют использовать картинки в коммерческих целях.

Платные фотобанки работают в основном по лицензии Royalty-free (RF). Она подразумевает, что вы платите за изображение фиксированную цену один раз в момент покупки и в дальнейшем освобождаетесь от каких-либо дополнительных отчислений за его использование. Не следует путать отсутствие платежей за использование и ограничения на использование.

Вот основные (могут быть и другие) ограничения на использование купленных по лицензии RF изображений. Покупателю запрещено:
перепродавать изображение;
использовать его в логотипе или торговой марке;
утверждать, что изображение является его собственностью, или присваивать авторство;
использовать изображение в медицине и в секс-индустрии (так называемое 'деликатное использование' —sensitive use).

Редакционное использование (editorial)

Цены на editorial сильно разнятся на разных фотостоках
Это особый вид ограничений на использование фотографий. Если у фотографа нет разрешения на фотосъемку от изображенных на снимке людей, такое фото можно использовать только в редакционных некоммерческих целях, то есть для иллюстрации какой-либо новости или информационной статьи. На фотографиях для редакционного использования допустимо также наличие товарных знаков и логотипов, предметов, находящихся в частной собственности, частных домов, предметов искусства и т. п.

Многие фотобанки не держат в своих коллекциях изображения для редакционного использования.

Разобравшись с лицензиями и ограничениями, идем дальше.

Фотостоки бесплатные и платные

Интернет велик. Поисковик выдаст вам множество ссылок на самые разные фотостоки во всех частях мира. Среди них есть как платные, так и бесплатные. И сейчас я подробно объясню, чем они отличаются.

Платные фотостоки

Платные фотобанки отличаются не только тем, что за фото приходится платить. Во-первых, подавляющее большинство изображений в них неэксклюзивны. Часто фотографы для увеличения продаж загружают свои работы одновременно во многие фотобанки. Во-вторых, фотостоки заключают партнерские соглашения друг с другом и объединяют базы изображений. Поэтому один и тот же кадр вы можете обнаружить на двадцати или тридцати стоках.

При этом. У разных фотостоков разные предпочтения. Каждый загруженный файл проверяется инспектором вручную. Изображение, принятое в одном банке, могут отвергнуть в другом как «неподходящее» или «уродливое». Поэтому в целом и в среднем коллекции различаются.

Зато. Фотографы, зарабатывающие на стоках, как правило, снимают для них специально. Они делают десятки вариантов одного и того же кадра, отличающиеся точкой съемки, композицией, цветовым тоном и т. п. Вы можете выбрать наиболее релевантное изображение из нескольких похожих вариантов.
В платных фотостоках у вас есть по-настоящему широкий выбор.
Выделены изображения из одной серии: один и тот же человек, но в разных ракурсах
Shutterstock

Один из самых крупных и самых популярных в нашей стране платных фотостоков зарегистрирован в США. В коллекции более 280 млн файлов: фотографии, изображения для редакционного использования, видеоклипы и музыкальные треки.

Минимальный пакет изображений — 5 штук. В зависимости от выбранного тарифного плана цена за одно изображение варьируется от $0,27 до $9,8.
Shutterstock продает фото по всему миру
Depositphotos

Еще один заокеанский банк, головной офис расположен в штате Флорида, США. Более 100 млн изображений в четырех категориях: фото, видео, вектор, эдиториал. Цены начинаются от $9,99 в месяц за 10 изображений в высоком качестве.

Некоторые изображения можно скачать бесплатно.
Этот банк у нас тоже популярен, цены примерно те же
Лори

Один из крупнейших российских фотостоков предлагает более 24 млн изображений и видеороликов.

Интересная особенность банка — возможность заказывать фотографии. Если в базе фотобанка нужного изображения не нашлось, вы можете отправить по электронной почте заявку на фотосъемку по индивидуальным требованиям.
Лори — резидент РФ и работает по нормам российского законодательства
Вот еще несколько фотостоков:

Бесплатные фотостоки

Как правило, бесплатные фотостоки очень небольшие. Впрочем, если вы специализируетесь в какой-либо подходящей теме, вам и бесплатных стоков будет достаточно. Например, у вас никогда не будет недостатка в красивых и бесплатных видах природы.
Unsplash

Банк предлагает более 1 млн изображений для коммерческого и некоммерческого использования бесплатно. Интерфейс на английском языке.
Pixabay

Еще один бесплатный фотобанк. Можно скачать специальное приложение из Google Play или App Store.

Изображение, скачанное с бесплатного фотостока, можно использовать на условиях лицензии, по которой оно размещено. Но существует еще одна категория изображений, которые можно использовать бесплатно.

Изображения в общественном достоянии

«Обще́ственное достоя́ние — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. [...] Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений».
Это значит, что мы смело можем использовать для наших статей изображения предметов, зданий, произведений искусства, находящихся в общественном достоянии. Вот несколько ссылок.
Public Domain Pictures

Небольшое — чуть более 260 тысяч — собрание изображений без авторских прав. Коллекция очень пестрая: современные снимки вперемешку с репродукциями старинных открыток, винтажными фотографиями, коллажами и т. п.

Бесплатно скачиваются изображения небольшого размера, которого достаточно для использования на сайтах. За изображения в высоком разрешении нужно заплатить.
Если нужны пожелтевшие фото и открытки в стиле ретро, вам этот сайт понравится
Old Book Illustrations

Бережно отсканированные иллюстрации из старинных книг. «Мы стремимся к здоровой эклектике и включаем иллюстрации из романов, детских книг, справочников по растениям, животным, медицине, путешествиям в сроки от восемнадцатого до начала двадцатого веков», — так говорят о своем собрании его создатели.

Изображения отреставрированы, но у пользователя есть возможность скачать «сырой» файл и самому поколдовать над восстановлением первоначальных цветов.
Эти картинки не для частого использования, но читатель наверняка обратит на них внимание
Викисклад

В завершение обзора напомним вам о существовании Wikimedia. Более 54 млн медиафайлов, в том числе изображения для свободного использования. Файлы рассортированы по категориям: тема, локация, автор, источник и т. п. На странице каждого изображения указан тип лицензии, по которой оно распространяется, и ограничения на его использование.
Цитируете в своей статье «Википедию»? Иллюстрации под рукой

Несколько советов, как искать

Все собрания фотографий устроены приблизительно одинаково: фотографии рассортированы по категориям. Есть поиск по ключевым словам. Поясню, как это работает, на примере фотобанка Shutterstock.
Когда фотограф загружает в банк файл с изображением, он его атрибутирует, то есть указывает:

  • название;
  • тип файла (фото, вектор, видео);
  • категорию в каталоге (природа, транспорт, архитектура и т. п.);
  • ключевые слова.

Список ключевых слов может быть очень длинным из-за ассоциаций
Название максимально точно описывает, что на изображении, метафоры не допускаются. Например, название этого изображения — «Зеленая пивная бутылка с каплями на белом фоне».

Категорий можно указывать несколько. Например, для фото с бутылкой это: «еда и напитки», «посуда», «предметы».

А вот ключевые слова описывают предмет и его характеристики не только буквально, но и ассоциативно. Например, в списке ключевых слов для этой же бутылки вы найдете такие слова: жажда, свежий, стекло, стакан, опорожнять, пузырек, праздновать, опускаться, чествовать, вечеринка и многие другие. Причем кириллица дублируется транслитом.
Поиск устроен так, чтобы помочь вам найти подходящее изображение даже тогда, когда у вас нет конкретных соображений, а есть только идея.
Однако. Даже такой мощный механизм может давать сбой. Посмотрите, я ввел в поиск слово «рубанок», а система почему-то показала мне целый рой всевозможных самолетов. Лечится изменением поискового запроса.
Иногда поиск сильно заблуждается — улыбнитесь и попробуйте другой поисковый запрос

Поиск нужной картинки по шагам:

1
Зарегистрируйтесь в качестве покупателя (не автора!) и войдите в аккаунт. Поиск для зарегистрированных пользователей работает лучше.
2
Если вы знаете, что ищете, введите в поисковую строку запрос.
3
Дополнительно отфильтруйте выдачу. Например, отберите фото с горизонтальной ориентацией, если вам нужно только такое.
4
Выберите наиболее подходящее изображение и скачайте его.
5
Если поиск ничего толкового не дал, вернитесь к шагу 2 и переформулируйте поисковый запрос.

Подготовка изображений к публикации

После того, как вы нашли, купили, получили от художника нужное изображение, подготовьте его к публикации на своем сайте. Впрочем, это отдельная большая тема, и мы поговорим об этом в следующий раз.

«Лучше один раз увидеть...» — это утверждение не догма, но руководство к действию. Проиллюстрировать текст можно одним из сотен миллионов изображений. Главное — знать, где искать.

На нашей ближайшей конференции «Визуальная» мы рассмотрим еще больше тонкостей работы с фото и видео.

Расскажем не только о том, где брать подходящие картинки, но и как делать фото товаров самим, как поступать, если у вас нечего фотографировать, помогут ли вам прямые эфиры и что нужно знать о дизайне недизайнеру. Регистрация здесь.

Статью подготовили
Юлия Полякова
Редактор блога «Морошки»
Мы не берем статьи от теоретиков, мы ищем практиков и настоящих экспертов в своем деле.

Прочитать статьи в блоге: