Статья от эксперта

Смело и красиво: как выступать на публике и ничего не бояться

Чек-листы теории и практики от а до я

Наталья Компанькова
Слово редактору
Юлия Полякова
Редактор блога «Морошки»
Почему говорить на камеру так страшно? Что делать, если вы вдруг забудете слова? Почему все вокруг ведут прямые эфиры, а я никак не могу решиться?

Редактор и автор Наталья Компанькова собрала для «Морошки» простые лайфхаки о том, как настроиться на выступление и что делать, если что-то вдруг пойдет не так. Советы будут полезны тем, кто давно хочет начать выступать онлайн или офлайн, но никак не рискнет.

Время чтения — 7 минут.
Страх публичных выступлений по сути — это страх доисторического человека перед тем, что община его отвергнет, а одному ему ни мамонта добыть, ни помощь получить. Генетика хранит склонности к определенным видам страха, дает темперамент и склад личности, общество формирует конкретику и характер. Сфера деятельности взрослого человека неважна — страх публичных выступлений мешает 95 % людей говорить что-то перед незнакомыми людьми.

При этом, чтобы говорить красиво и не бояться выступать перед публикой, нужно, собственно, всего две вещи: уметь говорить и не бояться.

Уверенность в себе

Попробуйте определить уровень вашего страха. Если вы просто немного волнуетесь, как всё пройдет, — это совершенно нормально, переходите сразу к следующему разделу.

Если страх проявляется физически — трясутся руки/ноги, путаются мысли, трудно сфокусировать взгляд, дыхание неравномерно — значит, уровень вашего страха достаточно силен. Так как эмоция и выражается в мыслях, и проходит через тело, то и выходить из этого состояния лучше двумя путями.

Для ума:

1
Как правило, человек боится чего-то конкретного. Определите, чего боитесь вы. Что аудитория плохо примет? Вы забудете текст? Что все увидят, как вы волнуетесь, и вы «потеряете лицо»? Вам зададут неожиданный вопрос? Придумайте контраргумент для каждого ответа.
Например:
аудитория вряд ли как-то узнает о моих тревожных мыслях. И вообще вряд ли заметит по моему внешнему виду, что я волнуюсь.
Или:
даже если у меня нет возможности положить текст рядом и подглядывать в него во время выступления, забыть одну строчку из своего плана — это не «шеф, всё пропало!». Это просто одна строчка.
Чтобы повысить свою уверенность, основательно выучите текст целиком и основные тезисы выступления. Проговорите текст вслух несколько раз.

Запишите вопросы-ответы в две колонки.
2
Определите, что будет самым страшным для вашего выступления. Самым-самым.

Как это работает? Когда вам что-то такое кажется, а вы это ощущение сформулировали одной фразой, всё оказывается такой мелочью, что и внимания не стоит, и вообще смешно. Постарайтесь утрировать вашу страшную фантазию до той степени, чтобы она стала гиперболически смешной и вы рассмеялись.
3
Практикуйтесь. Чем больше вы выступаете на публике, тем проще это делать.

С каждым разом вам будет легче выступать.

Для тела:

1
Дышите глубже. В начале сделайте глубокий вдох (диафрагма, живот, грудная клетка), а затем резкий, быстрый и сильный выдох. Можно делать двойной вдох и двойной выдох. То есть вы вдыхаете и выдыхаете частями.
2
Используйте квадрат дыхания. Вдох 2 (3/4) секунды, выдох 2 (3/4) секунды, не дышать 2 (3/4) секунды и снова вдох.
3
Сбрасывайте напряжение. Если от напряжения сковывает тело, встаньте ровно, на глубоком вдохе потянитесь руками вверх, резко выдохните и как бы сбросьте руки вниз, заведя их по сторонам за ноги (ноги можно слегка согнуть в коленях). Повторите 3-5 раз. Если напряжение в горле/шее/челюсти, зевните несколько раз.
4
Попрыгайте на месте или улыбнитесь. Улыбка психологически снимает стресс.
Постарайтесь не переусердствовать с расслаблением. Некоторый адреналин в крови всё же необходим, чтобы быть в тонусе и на нужном уровне эмоционального подъема.
Часто причиной излишнего волнения перед выступлением является обыкновенная неподготовленность. Когда вы знаете ваш текст, понимаете, что за аудитория перед вами, собраны внешне и внутренне, то и причин волноваться нет.

Мастерство оратора

Риторический канон ораторского искусства существовал, как известно, еще в Древней Греции. И с тех пор не изменился. Де-факто это модель, позволяющая эффективно построить текст. Для устного и письменного сообщения модель эта одинакова.
1
Inventio — буквально «изобрести, что сказать», «поиск аргумента». То есть придумать тему и основные тезисы.
2
Dispositio — «расположить сказанное», «порядок аргумента». Расположение. То есть расположить информацию соответствующим образом, основываясь на виде и жанре текста.
3
Elocutio — «украсить словами», «словесная аргументация». Украшение, выражение. То, что называется «расписать текст», распространить предложение, развить мысль. Не то же самое, что «лить воду».
4
Memoria — «запоминание». Учим наизусть.
5
Actio hypocrisis — «произнесение», «инсценировка речи». Тренируемся сами перед зеркалом или другом и затем выступаем перед публикой.
Выделите достаточно времени для подготовки.

Если будущее выступление — одно из первых, то неделю-две. Даже если вы хорошо ориентируетесь в материале.

Если выступаете давно и материал вам хорошо известен, его просто нужно сформировать. Трех дней будет достаточно.
При подготовке текста выступления учитывайте вашу аудиторию и ее интересы.

Один и тот же материал можно подать в нескольких ракурсах и разными словами. Определитесь с тем, что нужно в конкретном случае.

Четко определите тему. Важно, чтобы ваша речь содержала какую-то проблему и ее решение. Иначе будет просто неинтересно.

Изучите чуть больше информации по теме, чем требуется. Люди очень чутки к некомпетентности спикера. В риторике существует интересный прием, когда спикер намеренно недоговаривает какую-то информацию, провоцируя аудиторию задать вопрос, на который затем всесторонне отвечает. Такой прием создает популярность.

Сформулируйте личное мнение по теме выступления. Обезличенный текст скучен. Спикер, рассказывающий общеизвестные факты (трава зеленая, солнце — сверху), вызывает недоумение.

Поймите для себя, зачем вы выступаете? С какой целью? Что хотите донести до аудитории? Кто ваша аудитория? Как вы будете говорить: мягко или требовательно? энергично или спокойно? Вы лектор/учитель или участник процесса общения? Каков желательный результат вашего выступления?

Важно помнить, что письменная речь гораздо более нормирована, чем устная. Говорим мы свободнее, чем пишем. Именно поэтому выступления по бумажке вызывают отторжение, даже если материал потенциально интересен слушателям.

Рефлексивное слушание от аудитории, конечно, предпочтительнее. В этом случае аудитория активно реагирует: просит дополнить или уточнить высказывание, перефразирует ваши слова и задает вопросы по теме, соглашается с вами / отрицает ваши высказывания, проявляет эмоциональную реакцию. По этим признакам можно точно сказать, что вы донесли информацию до слушателей и она полезна, интересна и понятна.

Быстрые техники подготовки

Эти техники подойдут тем, кто хочет глубокой проработки. Если выступать сложно или даже почти невозможно, используйте чек-лист:
выпишите все до одной известные вам трудности, которые возникают во время публичных выступлений (запинаетесь, заговариваетесь, забываете текст, тянете «э-э-э-э…», испытываете внутренний дискомфорт от самого факта выступления, страх перед аудиторией и т. п.);
на каждый пункт напишите противовес, например: когда хочется сказать «э-э-э-э-э», я спокойно и уверенно молчу;
потренируйтесь, как в спорте. Мысленно и физически отрабатывайте каждую проблему, пока не наступит улучшение;
произнесите текст перед зеркалом, глядя себе в глаза;
выступите на мероприятии.
Эта технология достаточно объемна и времязатратна, но результат будет более качественным.

Если трудности мелкие или если хочется побыстрее, используйте «технику переноса».

Чек-лист

представьте спикера, выступления которого лично вам нравятся по манере изложения, визуальной картинке, стилю общения с аудиторией, форме подачи материала;
представьте, что вы и есть этот спикер;
говорите, как он, выступая на мероприятии.
Бонус — сильное удивление и гордость за себя.


Как наши рекомендации помогут вам в жизни? Давайте рассмотрим на примерах, основой для которых послужили реальные истории.
представьте, что ваше выступление на мероприятии — своего рода спектакль. А для вас это или рациональная задача, или просто роль. То есть вам нужно отрепетировать строго конкретную вещь. Любые вопросы, к этой вещи не относящиеся, неважны (отсекаем мысленно) на некий конкретный промежуток времени.

Что мы получаем при таком подходе:

конкретный список дел, которые надо сделать, — для людей тяготеющих к структурному, логическому восприятию;
конкретный образ, из которого надо действовать ограниченный промежуток времени, — для хаотиков, визуалов и просто людей, у которых чувства сильнее логики.
Выполните действия по списку.

Выдохните.

Маша отключилась от внешних факторов и спела на репетиции. Немного привыкла и в итоге выступила на капустнике вполне достойно.
Один приятель посоветовал Пете способ решения проблемы: представить, что люди перед ним — голые. Или превратились в осьминогов. Или у них на головах сидит какое-то непонятное, но по виду неприятное насекомое. В общем, представить картинку, которая Петю сможет рассмешить или немного шокировать. И тем самым подсознательно уменьшить значимость слушателей и самого события.

Импровизируя таким образом и попутно делая глубокие вдохи, Петя смог начать вести рабочие планерки.

Чек-лист для подготовки к публичному выступлению

Текст выступления.
Проверьте, чтобы текст был информативен, правильно структурирован, подкреплен фактами и разбавлен личным мнением.

Основные разделы и тезисы пометьте стикерами или выделите маркером. Положите рядом даже в том случае, если вы всё выучили наизусть. Если такой возможности нет, используйте ассоциативный метод запоминания текста.
Пропишите тайминг.
Несколько раз проговорите текст, следя по таймеру за временем. Так во время выступления вы будете чувствовать себя спокойнее, понимая, что успеваете всё рассказать.
Проверьте техническую сторону вопроса заранее.
Микрофоны, камеры, связь.
Подготовьте одежду.
Она должна отражать основной посыл, который вы хотите донести до аудитории. Цвет и фактура тканей считываются подсознательно. Поэтому, если у вас есть желание создать образ человека, который вызывает в первую очередь доверие, всё же не стоит выбирать красную блузку.

Также одежда должна соответствовать публике, перед которой вы выступаете. Если вы ведете тренинг на свежем воздухе для молодежи, джинсы будут уместны. Если читаете лекцию перед людьми старшего поколения в рамках круглого стола, деловой костюм предпочтительнее.

Допуская небрежность в своем внешнем виде, вы показываете неуважение к аудитории. Как ни крути, а это так.
Поставьте рядом стакан воды.
Нужен всегда.
И самое главное. Публичное выступление — это тоже своего рода навык. А значит, его можно натренировать.
Для того чтобы вам проще было воплощать наши советы в жизнь, мы попросили поделиться опытом Екатерину Гальчук, преподавателя по ораторскому искусству и директора школы риторики и дипломатии "Dispute".
Самое страшное, когда мы выходим на сцену, — это первое слово. Потом обычно оратор осваивается, успокаивается и в состоянии довести выступление до конца. Так вот, главное — снять страх этого первого слова. Страх, который копится за кулисами, когда мы молчим, ходим и накручиваем себя. Что же делать? Говорить! Говорить задолго до выступления. Ведь какая часть любого процесса самая плодотворная? Конечно, середина. Мы уже поглощены действием, но еще не устали. Публичное выступление — это тоже процесс. Поэтому начинать его нужно минут за 15 до выхода на сцену. За кулисами не молчите! Разговаривайте. Причем не про себя, не шепотом, а вслух. О чём угодно! Главное — войти в процесс говорения и сделать выход на сцену серединой этого процесса. Тогда по дороге к микрофону можно мысленно произнести: «Что еще я хотел сказать? Ах, вот что…» — и начать выступление.

Ну и конечно, отличное выступление — это практика. Но ведь не каждый день нам удается эту практику проходить. Поэтому любому начинающему оратору социальные сети в помощь. Особенно сейчас популярен Инстаграм. Записывайте сториз, проводите прямые эфиры для ваших друзей, рассказывайте обо всём, что видели, слышали, читали. Вы привыкните к ощущению оценки вас вашей аудиторией, к тому, что вы делитесь мнением, и выход на настоящую сцену будет менее пугающим.

Хотите узнать о видео и прямых эфирах еще больше? Скорее регистрируйтесь на конференцию «Визуальная», где вас ждет масса всего интересного от опытных спецов.
Статью подготовили
Наталья Компанькова
Коммерческий писатель.
Литературный редактор.
Контент-маркетолог.
Юлия Полякова
Редактор блога «Морошки»
Мы не берем статьи от теоретиков, мы ищем практиков и настоящих экспертов в своем деле.

Прочитать статьи в блоге: