При подготовке текста выступления учитывайте вашу аудиторию и ее интересы.
Один и тот же материал можно подать в нескольких ракурсах и разными словами. Определитесь с тем, что нужно в конкретном случае.
Четко определите тему. Важно, чтобы ваша речь содержала какую-то проблему и ее решение. Иначе будет просто неинтересно.
Изучите чуть больше информации по теме, чем требуется. Люди очень чутки к некомпетентности спикера. В риторике существует интересный прием, когда спикер намеренно недоговаривает какую-то информацию, провоцируя аудиторию задать вопрос, на который затем всесторонне отвечает. Такой прием создает популярность.
Сформулируйте личное мнение по теме выступления. Обезличенный текст скучен. Спикер, рассказывающий общеизвестные факты (трава зеленая, солнце — сверху), вызывает недоумение.
Поймите для себя, зачем вы выступаете? С какой целью? Что хотите донести до аудитории? Кто ваша аудитория? Как вы будете говорить: мягко или требовательно? энергично или спокойно? Вы лектор/учитель или участник процесса общения? Каков желательный результат вашего выступления?
Важно помнить, что письменная речь гораздо более нормирована, чем устная. Говорим мы свободнее, чем пишем. Именно поэтому выступления по бумажке вызывают отторжение, даже если материал потенциально интересен слушателям.
Рефлексивное слушание от аудитории, конечно, предпочтительнее. В этом случае аудитория активно реагирует: просит дополнить или уточнить высказывание, перефразирует ваши слова и задает вопросы по теме, соглашается с вами / отрицает ваши высказывания, проявляет эмоциональную реакцию. По этим признакам можно точно сказать, что вы донесли информацию до слушателей и она полезна, интересна и понятна.