Статья от эксперта

Достать чернил и плакать
Как написать интересный текст, когда не знаешь, что писать

Андрей Заиндинов
Слово редактору
Юлия Третьякова
Редактор блога «Морошки»
Давайте правду: копирайтеры пишут статьи про нефтепродукты, нитки для вышивания, форсунки дизельные, витамины для кошек, отношения женщин и мужчин и множество других вещей. Но как написать интересный текст, если ты далёк от темы? Не переписывать же статьи из первой десятки выдачи Гугла — получится вода водой, и денег за это много не заплатят. Если мы говорим про качественный контент, то и подход к написанию текстов нужен другой. Вот об этом нам рассказал специалист отдела копирайтинга агентства 1PS.RU Андрей Заиндинов.

Время чтения — 15 минут
Заказчик готов хорошо платить за статьи про роботы-пылесосы, а ты вообще ничего не знаешь о них. Как написать интересную статью на незнакомую тему, давайте разбираться.

Какие они — штуки, про которые непонятно что писать

Для начала нужно обозначить основные типы продуктов, о которых бывает сложно писать.

Продукт из другой гендерной сферы

Ну или как это назвать. Например, копирайтер-девушка вполне может разбираться в том, как выбрать зимнюю резину. А парень вряд ли будет знать тонкости про тоналку и прорисовку стрелок за три минуты. Пример, конечно, больше ироничный, но всё же.
Реальная история: я и моя коллега пишем в одно время в одном кабинете. Только она про выбор резины, а я — про украшение свадебного зала. При этом я никогда не был на свадьбах, а она — явно не сотрудник шиномонтажки и не шинный калькулятор в одном лице. Казалось бы, поменяй нам темы, и дело пошло бы быстрее, однако нет. Выбирать мы не можем. Неважно, где и на кого вы работаете, в компании или на фрилансе, писать придётся про то, на что есть задача. Даже про нефтедобывающие установки и стрелки за 3 минуты.
Что делать? Мы рекомендуем не только изучать первую статью выдачи, но и идти на тематические ресурсы. Например, пишем про ноготочки — идём на женский форум, про установку шкивов компрессоров повышенной производительности — открываем автомобильный портал. Также можно опросить коллег / знакомых / друзей, которые имели дело с подобным продуктом. Из опыта скажу, это очень действенный способ.

Продукт совершенно инновационный

Если про него нет информации в интернете вообще, то вытягиваем её из заказчика, даже если он неразговорчивый. Достаточно объяснить, что пока ЦА не поймёт, почему он лучше привычных товаров, никто его новые штучки покупать не станет. Обычно в таких случаях клиент сам с удовольствием рассказывает про плюсы своей вундервафли, а вам останется структурировать информацию и написать про это понятно и информативно.

Продукт из сферы b2b

Здесь всегда сложно – нужно долго обсуждать всё с заказчиком, консультироваться с ним же, смотреть конкурентов. Главное — не пытаться казаться умнее экспертов. В сфере b2b ЦА важны конкретные характеристики продукта / услуги, которые нужно спрашивать у того, кто про них знает. Поэтому придётся вытягивать информацию из экспертов и каждую мелочь согласовывать с клиентом. Совета универсального не дам — настройтесь на продолжительную работу и наберитесь терпения.

Продукт настолько привычный, что писать уже попросту нечего

Тут всё зависит от того, про что именно будем писать. Например, можно всегда сузить тему: не просто «Как выбрать смартфон с хорошей камерой», а «Как делать хорошие снимки на бюджетный смартфон». Главное — верно определить целевую аудиторию, поставить себя на её место и задать себе те вопросы, которые волнуют её. Основная цель при описании типичных вещей — не делать так, как уже тысячу раз сделали до вас. А как написать интересную статью, давайте посмотрим.

Что важно учесть, когда пишешь на незнакомые темы

Что получит читатель

Часто копирайтеры повторяют характеристики продукта, не задумываясь о том, что читатели и сами могут нагуглить их. А вот что эти характеристики действительно значат для потенциального покупателя?

О, у этой машины багажник 500 литров! Интересно, но что мне это даст? Не эффективнее ли написать, что в такой багажник влезет мешок картошки, два чемодана, велосипед и детская коляска? Потребителя интересует именно то, как он это сможет использовать на практике.

Поэтому технические характеристики изучить нужно, но просто перечислить их в тексте — мало. Покажите покупателю, какие преимущества он получит, какие сложности сможет решить с помощью продукта. Как сделали в Apple: они особо не писали, что у них за камеры и какие там пиксели, а показали их применение на практике.
Стоит ли говорить, сколько людей после этого купили новые Айфоны. Короче, характеристики пишите тем, кому они интересны, реальный экспириенс — всем.

Однако не нужно отказываться от характеристик продукта – для карточки товара они жизненно необходимы, но потом поясните функционал и покажите пользу от него. Спецификации можно вообще указать на отдельной странице, например, как на этом Xiaomi.
Пример расположения технических характеристик продукта на сайте

Что будет спустя три месяца использования

То, что написано на упаковке, не всегда правда. Чтобы всё знать про товар, нужно не только прочитать описание на сайте производителя, но и изучить отзывы реальных пользователей.

Например, нам нужен кошачий наполнитель, который блокирует запахи. На каждом пакете написано, что в ваших апартаментах будет царить запах альпийских лугов. На деле даже кот понимает, что тут Швейцарией и не пахнет.

Поэтому реальный опыт применения продукта может дать то самое «мясо» тексту. И это, однозначно, лучше, чем переписывание того, что указал производитель. Метод работает со всеми продуктами: хоть с ноутбуком, хоть с курткой из кожи, хоть с походными палками.
Статья про опыт пользователя
Отзывы на сайтах – полезный источник информации

Продукт со всех сторон

В последнее время на YouTube чего только нет: наравне с обзорами смартфонов можно найти обзор штанов с начесом. Если вам нужно написать интересный текст о продукте, который вы в глаза не видели, посмотрите пару видео. Это хорошая возможность досконально изучить товар, когда с ним нет прямого контакта.

Главное — не останавливать поиск информации на просмотре ролика известного блогера. Ему ведь могли заплатить за положительный комментарий. Поищите честные обзоры, гляньте 3–5 видео, сравните, что говорят разные авторы. Тезисно выпишите самое важное. Постепенно факты о продукте сложатся, вы скомпонуете материал и сделаете из этого внятный и полезный текст.
Из видеообзора можно взять информацию, когда совсем не о чем писать

Опрос друзей и знакомых

Когда я пишу про «женские штучки», то я сначала опрашиваю знакомых девчонок, а потом только лезу в интернет. Почему? Ну потому что, во-первых, это проще. Во-вторых, в интернете много пересказанной и кочующей сайта на сайт информации. Чтобы найти более толковые источники, лучше знать про продукт хоть что-то.

Вот несколько вопросов, которые помогают мне выудить интересные факты и источники о незнакомой теме или продукте:
1
Что это такое?
2
Ты этим пользуешься?
3
Как это работает?
4
А какие виды / типы / модели бывают?
5
А каких брендов лучше?
6
А как это правильно выбрать?
7
А где ты про это читаешь?
Список очень примерный, иногда хватит и пары вопросов, иногда и десятью не обойтись.

Почему я считаю этот способ одним из лучших? Потому что человек, который попробовал продукт, уже является целевой аудиторией. Он расскажет подробнее, интереснее и не так, как про это написал кто-то в интернете, не особо разбираясь. Также из разговора можно выудить возможные опасения и вопросы, которые волнуют потребителя.

Способ работает, естественно, не только с «женскими штучками», также можно спросить про машину, собачий поводок, корм для рыбок, кейтеринг, обучение верховой езде и прочее.

Это методы, которыми пользуюсь я. Источников информации множество — все не перечислить. Иногда, чтобы написать интересный текст, приходится скачивать целую книгу. А иногда даже не нужно открывать поисковик — когда данные есть, создать интересный и эффективный текст намного легче. Главное — писать так, чтобы потребности и сомнения целевой аудитории были сняты в тексте.

Процесс поиска информации и создания текста на конкретном примере

Я вообще ничего не знаю про продукт / услугу — как про это писать?

Например, ваш клиент — владелец магазина цифровой техники. Ему нужна статья про смартфоны эконом-сегмента. Всё, что вам про них известно сейчас — это частное мнение, что лучше уж подкопить на семёрку от Apple, чем брать Андроид. Но заказчика не интересует такое частное мнение.

Как написать интересный текст с такими вводными?

Алгоритм написания

1
Убираем свое субъективное мнение: оно мало кого интересует в этом контексте.
2
Думаем, кто целевая аудитория продукта.
3
Составляем список возражений и сомнений аудитории, которые должен снять текст.
4
Факультативно: примеряем на себя роли продавца, покупателя.
5
Изучаем не только характеристики товара, но и смотрим отзывы, опыт использования, результат применения и прочее — всё, что пишут потребители.
6
Придумываем структуру текста.
7
Пишем — если в процессе появляются всякие важные детали — добавляем (если это, конечно, полезно).
А теперь каждый этап рассмотрим подробнее.

Первое – настраиваемся на текст

Почему не поделиться своим мнением? Поделиться им можно, а иногда даже нужно, но стоит понимать, когда это следует делать, а когда нет. Потому что продукт, который вы описываете, может вам не нравиться от слова совсем — тогда нормального текста не видать ни вам, ни заказчику, ни аудитории. Тогда стоит опираться на опыт многих пользователей + технические характеристики + функционал и конкретные выгоды для покупателя.

Значит, в нашем примере пишем не про количество нанометров в процессоре смартфона, а про то, что они увеличивают скорость работы устройства, уменьшают нагрев и повышают время работы.

Второе — выясняем, кому пишем

В нашем случае нужно понять, кто не готов платить за флагман и предпочтет бюджетник за 10-20 тысяч.
Во-первых, это люди, получающие 20–40 тысяч в месяц.
Во-вторых, это родители, которые не хотят покупать своему ребенку дорогой смартфон.
В-третьих, кто-то принципиально не тратит большие деньги на технику, предпочитая часто менять или обновлять гаджеты.
В-четвертых, это те, кому до фонаря, есть там Таптик Энджин или нет.
Четыре группы нашли, теперь думаем, почему эти люди выберут модель в сегменте эконом.

Третье — ищем мотив к покупке

Аудиторию нашли, а у аудитории есть свой список требований. Нужно понимать эти требования, чтобы текст попадал в покупателя.

Например, у человека нет 1 000 у.е. на дорогой и навороченный телефон. На чём тогда будем акцентировать внимание? Например, на том, что телефон за 100 долларов не хуже дорогого устройства. Вытаскиваем на поверхность все-все плюсы: большая батарейка, нормальный процессор для такой цены, чехол в комплекте, прочный корпус и так далее. Цель — показать покупателю, что ему не стоит переживать, что у него дешевый телефон, который ничего не умеет. Умеет и ещё как!

Возражение с ценой отработали. Теперь посмотрим, как родители выбирают смартфон ребенку, какие факторы учитывают. Тут важно, для какого возраста смартфон. Если это первоклашка, то максимум нужно звонить и писать сообщения, возможно, камера для видеосвязи, прочный корпус — бюджет N рублей. Выбираем, какие смартфоны подходят под описание.

И так далее. Смотрим на потребности и описываем, что решает покупка.

Четвертое — смотрим со стороны

Примеряем на себя образы покупателя и продавца.
Что важно первому: приобрести хорошее устройство и не переплатить.
А второму: чтобы первый купил и не переплатил, но купил именно здесь.
Поэтому при написании отбрасываем опять же всю субъективность и думаем, как тот, у кого есть двадцатка и задача купить лучшее за эти деньги. Нужно задать себе те вопросы, которые волнуют потребителя. Например, надолго ли мне его хватит, а смогу ли я делать нормальные фоточки в Инстаграм и так далее.

А под шляпой продавца описываем, что телефон за 20 тысяч делает снимки не хуже флагмана. Главное: указать все-все плюсы, причем указать так, чтобы это было понятно и однозначно.

Пятое — опираемся на пользовательский опыт

Технари не будут читать статью о том, как выбрать бюджетный смартфон. Поэтому если пишем о мегапискелях, указываем, что они дают. Если говорим о батарее в 2000 мАч, то уточняем, на что это влияет. Поэтому никаких характеристик без привязки к реальному использованию.

Изучаем отзывы, форумы, обзоры — опыт использования другими людьми дает понимание того, работают ли эти цифры на практике или это маркетинговая уловка. Ваша задача — сделать материал максимально полезным и понятным. В идеале: облегчающим выбор смартфона.

Шестое – составляем структуру

Пользуйтесь типичным образцом для статьи:
Введение (За 20 тысяч тоже можно купить приличный смартфон).
Основная часть (критерии выбора или подборка конкретных моделей — тут может быть несколько подразделов).
Заключение (полезные советы, выводы, итоги).

Седьмое этап — пишем текст

Информацию собрали, план составили — остается только написать. Как правило, вся трудность в том, чтобы начать, дальше проще.

Подытожим

Итак, чек-лист для написания интересного и информативного текста.
1
Пишем объективно — не для себя, а для покупателя.
2
Составляем портрет потенциального клиента — ищем свою ЦА.
3
Расписываем так, чтобы потребителю было понятно, что он получает и за что платит.
4
Очень полезная штука: вживаемся в роль покупателя и ищем вопросы, которые его волнуют и которые надо прояснить текстом.
5
Запасаемся временем. Ищем информацию: читаем всё — и отзывы, и опыт использования, смотрим обзоры на видеохостингах.
6
Составляем структуру текста.
7
Пишем, оставляем материал подышать на время, открываем заново, редактируем. Если нужно, подбираем картинки. Словом, делаем текст лучше. И так до идеала, помните, хороший текст за 30 минут не напишешь.
Всегда смотрите поисковую выдачу по тематике. Смотрите, что уже написано до вас. Ваша задача создать не очередную статью-очевидность по типу «чтобы идти, передвигайте ноги», а полезный и эффективный текст. Если работаете с оптимизацией, то вписывайте ключевые фразы так, чтобы они не бросались в глаза и выглядели естественно.
Над материалом работали:
Андрей Заиндинов
специалист отдела
копирайтинга
агентства 1PS.RU
Юлия Третьякова
Редактор блога «Морошки»
Мы не берем статьи от теоретиков, мы ищем практиков и настоящих экспертов в своем деле.

Прочитать статьи в блоге: