Статья от эксперта

Лонгриды. Длинные тексты, которые читают на одном дыхании

Марина Войтович

Слово редактору
Юлия Третьякова
Редактор блога «Морошки»
Все тексты в интернете конкурируют между собой. Кто выиграет сегодня, чей текст прочитают? Стоит ли вкладываться в создание длинных текстов, если у читателей дефицит времени? Можно ли управлять вниманием читателя и вести его к нужному выходу? Спикер наших конференций Марина Войтович рассказывает, как продумать структуру и написать лонгрид, который дочитают до конца.

Время чтения — 7 минут
У нашего условного читателя есть всего 15-17 минут на потребление контента, за которые он прочитает 15-17 коротких текстов.

Какой из этих 15-17 текстов повлияет на читателя больше?

На самом деле проще написать всего один лонгрид, то есть длинный текст, потенциал влияния на читателя у которого будет максимальным. Пользователь просто не успеет прочитать что-то ещё, а значит, запомнит именно ваш текст, вашу информацию.
Лонгрид, если перевести дословно, — «длинное чтение». Это объёмный текст, на чтение которого уходит 15-20-30 минут.
Всё, что вам нужно — написать текст так, чтобы привлечь и удержать читателя. А вот чтобы привлечь своего читателя, нужно чётко знать, для кого же вы пишете.

Для кого писать текст

Для читателя. Казалось бы, это очевидная мысль, но как же часто тексты пишутся для кого угодно, кроме самого читателя. Для того, чтобы потешить эго автора, для его заказчика, для жены и тёщи клиента.
Именно читатель — ваш истинный клиент. Это ему должен быть интересен ваш лонгрид. Именно ему должно быть важно то, что там написано. Это его должно увлекать, захватывать его внимание. Только для читателя вы должны написать текст так, чтобы ему хотелось читать и читать, как сериал, который чем дальше смотришь, тем больше хочется.

Что должно быть в лонгриде, который интересно читать

Считается, что текст — это информация. И лонгрид — это просто тонна информации. Однако это очень однобокий подход.

Если в вашем тексте будет только информация, его будет сложно читать. Если мы говорим про лонгриды, то и вовсе невозможно. Сколько у вас настолько замотивированных читателей, которым нужна именно ваша информация?

Для того чтобы ваш текст, любой, а не только лонгрид, читался легко и просто, в нём должны быть:
Информация и эмоции. Разбавьте текст подходящей историей из жизни, опишите чувства героя, и текст заиграет новыми красками.
Смыслы и взаимосвязи. Покажите людям, как связаны между собой образ их жизни и, например, хранение вещей, объясните, в чём суть того или иного явления.
Фрагмент лонгрида для проекта «Эргономика хранения»
Ценности. Донесите, почему то, что вы делаете, может быть важно и для ваших читателей.
Мудрость и мастерство. Используйте метафоры, притчи и легенды, которые донесут вашу идею до читателя.
Это всё поможет разнообразить фактуру вашего текста, завладеть вниманием и удержать читателя.

Как управлять вниманием читателей в лонгридах

Чтобы ваш текст начали читать, нужно продумать, как вы привлечёте внимание читателя. Чем зацепите его с первого слова. Это работает не только для лонгрида, но и вообще для любого текста.

«Глава первая, в которой вещи заполняют всё» — и ваш читатель сразу представляет, какие у него дома завалы «самых нужных вещей». Распиханы по шкафчикам крупы-специи, одежда, посуда, а если в доме дети, то как — кошмар! — расползаются по всем комнатам игрушки, карандаши, пластилин… Чем не способ зацепить своего читателя, если вы занимаетесь организацией систем хранения? :)
Но даже этого мало. Ведь важно, чтобы текст дочитали.

Лонгрид — объёмный текст, и если не давать читателю отдыхать, не менять фактуру, рассказывать монотонно, он не доберётся до финала вашего текста. Вы, конечно же, можете писать скучно и нудно, как в каком-то справочнике. Но если вы хотите управлять вниманием читателя, то даже в аналитической статье вам нужно менять фактуру. Вставлять цитаты, примеры.
Давать читателю передышку, чтобы он мог максимально погрузиться в текст и у него хватило сил дойти до конца. Отловить все моменты, где человек может отвлечься от вашего текста, вернуть его внимание, зацепив чем-то ещё. Что сразу цепляет читателя в любом тексте? Цепляют люди.

Как «добавить» в ваш текст людей?

Рассказать личные истории автора, создателя, руководителя.
Вставить какие-то цитаты и диалоги.
Помочь читателю ассоциировать себя с героями, представить себя в этой ситуации.
Сделайте предположение, кто сейчас читает ваш текст: аспирант, руководитель, бухгалтер? Опишите ситуацию, которая знакома вашему читателю. Все любят читать о себе.

Как продумать структуру лонгрида

Чтобы не отпустить читателя до самого финала, нужно продумать не только что писать, но и всю структуру своего текста. Не в каком месте у вас будет список, подзаголовок и что-то ещё, а логику текста. Что за чем идёт, в какой последовательности возникают вопросы в голове читателя? Где нужно вложить серьёзный смысл, а где — рассказать весёлую историю.

Кстати, вопрос. Кому нужна структура: автору или всё-таки читателю?

Конечно, раз уж мы пишем для читателя, то и структуру разрабатываем для читателя. Это не план текста, чтобы автор не забыл рассказать то, то и то.

Я вообще называю это архитектурой текста. Чем чётче вы понимаете, где у вас вход в текст, где лифт, — тем лучше ваша структура, тем лучше вы пишете. Тем проще будет читателю, для которого мы пишем, идти по вашему тексту к нужному выходу, не блуждая в лабиринте.

Конечно, любая ваша структура будет лишь гипотезой.

Люди не роботы, вы можете лишь предположить, в какой момент какой вопрос будет у человека в голове. Но чем подробнее вы будете прорабатывать маршрут в своём тексте от одной точки до другой, тем ближе вы будете к реальности.
Ваша архитектура должна предусматривать не только то, чем вы зацепите читателя на старте, какие факты ему расскажете, какую информацию дадите, но и площадки для отдыха, «белое пространство».

Невозможно, как я уже говорила, читать и читать текст, если использована однородная фактура. Читатель будет отвлекаться и может вовсе закрыть ваш текст, если вы не дадите ему никакого отдыха. В дизайне считается, что белое пространство не только даёт отдых, но и помогает сконцентрироваться на том, что внутри него.

Как узнать, когда нужно дать читателю отдохнуть

Поставьте себя на место читателя: где ваше внимание начинает рассеиваться, где вы уже утомились? Логично предположить, что в этом месте нужно дать читателю отдохнуть. Если у вас перед этим была сложная смысловая связка, обилие терминов и тому подобное, облегчите фактуру:
приведите пример;
добавьте, если уместно, какую-то шутку;
расскажите историю из жизни.
Так, меняя фактуру, вы сможете удерживать внимание читателя до самого финала, приведёте его к нужной цели.
Текст — это не просто буковки, которые вы напечатали. Это работа над сбором фактуры, продумыванием структуры, обогащением текста разными формами, форматами.
Лонгрид — это в каком-то роде компиляция жанров. Жанры помогают собрать разную фактуру для вашего текста. Где у вас будет серьёзная аналитика, а где — сторителлинг с его эмоциями, героем и конфликтом.
И это справедливо не только для длинных текстов. Какой бы вы текст не писали, разнообразьте формы и фактуры, сочетайте разные жанры. Продумывайте, откуда и куда вы поведёте читателя. Пишите для него и удерживайте его внимание.

Хотите больше узнать про техники и приёмы создания текстов? Регистрируйтесь на бесплатную ежегодную конференцию «Давай Пиши 2020». 25 спикеров-практиков поделятся своими наработками и алгоритмами.
Над материалом работали:
Марина Войтович
Коммерческий писатель, автор лонгридов

Facebook

Юлия Третьякова
Редактор блога «Морошки»
Мы не берем статьи от теоретиков, мы ищем практиков и настоящих экспертов в своем деле.

Прочитать статьи в блоге: