Статья от эксперта

Как развить художественный вкус

Ника Александрова
Слово редактору
Юлия Полякова
Редактор блога «Морошки»
Порой для понимания принципов дизайна рекомендуют развивать насмотренность и художественный вкус. Но что это значит? Смотреть сайты пачками? Изучать картины в музеях? Начинать рисовать самому?

В этом вопросе нам помогает разобраться Ника Александрова — художник по образованию и дизайнер с пятнадцатилетним опытом работы.

Статья будет полезна тем, кто хотел бы (как и я :) чуть лучше разбираться в тонкостях дизайна и отделять хороший дизайн от плохого.

Время чтения — 7 минут.

Задумайтесь, всем ли необходимо обладать хорошим художественным вкусом?

Если вы считаете, что у вас нет вкуса, с вами всё в порядке. Например, я совершенно не разбираюсь в музыке или медицине. Это никак не связано с моей дизайнерской деятельностью, и мне отлично живется без этих знаний.

Поймите главное: художественный вкус — это образ мыслей. Бесполезно ставить себе цель «приобрести хороший вкус к 2020 году» или «развить насмотренность глаза до 30». По сути, это развлечение на всю жизнь.

Чтобы считаться человеком с хорошим вкусом, для начала нужно приобрести визуальный опыт или насмотренность.

Насмотренность означает, что человек видел достаточно много гармоничных визуальных объектов и приобрел привычку отделять хорошее от плохого в визуальном плане. Это не только природный талант, а еще и навык, который можно развивать.

Ваше окружение

Хороший вкус начинается с вашей квартиры, рабочего стола, шкафчика на кухне. Если вы живете в спальном районе и работаете в обычном офисе, то вряд ли видите каждый день что-то захватывающее.

Разберите, наконец, хлам, сделайте косметический ремонт, повесьте стильные занавески и приятный пейзаж в спальне. Найдите несколько мест в городе с необычной архитектурой или заведений с красивым интерьером и ходите гулять в эти локации хотя бы раз в месяц.

Может, вам и не удастся окружить себя прекрасным на повседневной основе, но хотя бы иногда сможете прикоснуться к качественным визуальным образам.

Круг общения, профильное образование

Когда вы заведете привычку любоваться хорошей архитектурой и грамотно подбирать занавески, наверняка захочется это с кем-то обсудить. В текущем кругу общения, возможно, нет людей, которые смогут разделить радость от изучения художественного мира. Раз нет старых друзей, время завести новых!

Попробуйте записаться на курсы рисования для взрослых или сходить на лекцию по искусствоведению при музее. В вашем городе, скорее всего, есть объединения по интересам с художественной направленностью.

Как оценивать то, что вокруг?

Главная задача — попытаться сформулировать свои ощущения словами. Попробуйте сформулировать, и ваш мозг начнет работать, анализировать и сохранять впечатления. Когда вы рассматриваете в магазине картину, задайте себе вопросы:
Почему это картина мне нравится?
Мне нравится сочетание цветов? Теплая гамма нравится больше холодной?
Мне нравится, в какой технике она нарисована? Масло нравится больше, чем акварель?
Мне понравился сюжет этой картины?
Возможно, мне нравятся залихватские мазки на картине?
Мне нравится, как расположены объекты на листе?
Эта картина вызывает у меня ощущение печали или, наоборот, радости?
Она легкомысленная или, наоборот, строгая, серьезная?

Ходить по музеям просто так — бесполезно

«Культурные люди должны ходить в музеи, театры, на выставки» — знакомое клише? Это мало того что бесполезно для воспитания хорошего вкуса, так еще и жутко скучно. Ну картины, ну люди какие-то нарисованы, тут нравится, там не нравится. На выходе вы ощущаете усталость и желание вернуться сюда лет через 20, не раньше.

Нужно давать себе задания на каждый поход в музей и погружаться в определенную эпоху. Ведь художники всегда отражают то, что вокруг них. А для нас это время прошло еще до нашего рождения.

Решите, какой раздел вас интересует. Для примера возьмем французскую живопись XVIII века. Перед походом в музей стоит почитать о Франции того периода. Что происходило в политике? Как шли дела в экономике? Какие настроения царили в обществе? Какие художники и стили были популярны в архитектуре и моде? Какие изобретения в этот момент появились в мире?

Придя в музей с этой информацией, вы иначе будете смотреть на дамочек с цветочками на картинах, ведь уже будете знать про мадам Помпадур и ее стиль в одежде, которому подражал весь двор. Возможно, вы отметите композицию картин, ведь революционное движение уже набрало ход, и узнаете на картинах Марата в ванной (ну любил человек читать именно там).

Можно ходить в музей ради одной картины или человека

Давайте представим, что вы решили поехать во Флоренцию и посмотреть на «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли живьем. Вы можете прочитать про самого художника, про сюжет картины, а еще — подумать про ту эпоху.
Художник создавал картину в эпоху Возрождения. А что у нас было до этого? Правильно, дремучее Средневековье, а точнее — голод, чума и мода на тугие платки и головные уборы среди женщин, что привело к авитаминозу и выпадению волос у женского населения Европы. В XV веке считалось нормальным брить волосы надо лбом и надевать поверх чепчик. Так что рыжие локоны Венеры — это исключительно фантазия автора, а вот высокий лоб — как раз реалии того времени.

Если вам не попадется интересной истории одной картины, то можно сходить на определенного художника, к примеру Маурица Эшера. Можно также отдельно смотреть художников или скульпторов одной школы (например искусство Египта или школу Рубенса). Можно смотреть визуал в привязке к исторической личности. Например, у Екатерины II есть мемуары, после прочтения которых смотреть на портреты и интерьеры, в которых жила императрица, становится гораздо любопытнее. Еще можно смотреть определенное направление: барокко, например, или пуантилизм.

Современное искусство потребляем как есть

Давайте поговорим теперь про современное искусство. Мы живем с ним в одном временном промежутке, поэтому не нужно проводить исследовательскую работу перед тем, как пойти в галерею. Вы можете оценивать всё, что видите вокруг, на уровне нравится / не нравится. Возможно, вам понравится какой-то подход, или деталь в интересную полосочку, или сам факт существования определенного предмета или картины. А потом вы можете заметить это на улице или на упаковке духов.

Не забывайте формулировать словами для себя или записывать на бумажке, какие ощущения у вас вызвало увиденное. Например, инсталляция со световыми полосками, которые дергались, вызывала у меня чувство тревоги, потому что полоски двигались слишком быстро и было ощущение, как будто на меня едет поезд.

Магазины как искусство

Конечно, музеи и выставки — это замечательно, но попасть в них получается не так уж и часто. Я в среднем хожу в такие локации пару раз в год.

Обычный продуктовый магазин вполне может быть своего рода музеем современного искусства. Особенно мне нравится разглядывать отделы с кондитеркой, подарками и алкоголем — упаковки товаров там особенно эстетичные.

Не спешите презрительно фыркать, потому что именно развитие абстракционизма и современного искусства в начале XX века привело к появлению рекламы — такой, какой мы видим ее сегодня. Упаковка — это одно из выражений этой рекламы. По сути, это объекты искусства, которым предшествовало несколько веков развития культуры. То есть в создании этих упаковок так или иначе участвовали великие мастера всех времен.

Если у вас поблизости IKEA, посетите просто полюбоваться, главное спрятать банковскую карточку. Сама раскладка товара очень эстетичная. Товары являются образцами хорошего дизайна, а в макетах комнат собраны гармоничные интерьеры. Такой поход однозначно пойдет на пользу вашему художественному вкусу.

Сайты и книги для вдохновения

Начните формировать маленькую библиотеку и коллекцию картинок. Рекомендую читать книги по композиции (золотое сечение, воздушная перспектива), типографике, искусству и собирать альбомы с работами дизайнеров. Они приятны на вид.

Картинки из интернета я лично складываю в папку на компе. Если мне нравится деталь на фото, я кладу ее в копилку. Вот тут мне понравилось, что платье — в широкую полоску, а на фото с кофе — динамичность, а на тортиках — контрастный декор. Богаты на красивые картинки сайты pinterest.ru и behance.net, хотя и обычные паблики в соцсетях тоже дарят красоту, если поискать.

Копирование мастеров в работах

Хороший прием для развития вкуса — это копирование работ крутых мастеров. Прямо копирование один в один — концентрированный плагиат, да-да. Суть в том, что сами по себе вы не можете нарисовать картинку или сделать фото такого уровня, но очень хотите. Например, можно взять фотографию некоего автора и поставить модель в точно такой же одежде, позе, выставить свет точно так же, повторить ракурс, композицию и все детали. Постепенно у вас появится привычка делать хорошие копии. А когда вы соберетесь делать что-то свое, то привычка делать хорошо у вас уже будет отработана. Поверьте, вы почувствуете разницу.

Инстаграм, и что делать, если не рисуешь

Попробуйте создавать свой Инстаграм в определенном стиле, но вы не обязаны привязываться к одному и тому же стилю всегда. Вы можете сделать для себя какие-то периоды, например 2 недели или месяц, в зависимости от того, как часто вы что-то фотографируете. Например, вы решаете для себя, что вот на этой неделе я делаю все фотографии только в стиле венецианской живописи, а еще через 2 недели делаете посты только в стиле абстракционизма. Ориентиром может быть любая картинка из сети.

Мы все когда-то не умели

Наслаждайтесь тем, что вокруг вас. Попробуйте найти что-то прекрасное даже в обыденных вещах: в текстуре листьев за окном или форме чашек. Желаю вам удачи в этом долгом и прекрасном путешествии в мир искусства!

Присоединяемся к пожеланиям и приглашаем всех на конференцию «Визуальная», где Ника Александрова будет выступать с темой «Системная работа с дизайнером».
Статью подготовили
Ника Александрова
Адекватный дизайнер полиграфии
Юлия Полякова
Редактор блога «Морошки»
Мы не берем статьи от теоретиков, мы ищем практиков и настоящих экспертов в своем деле.

Прочитать статьи в блоге: