Статья от эксперта

Продвижение в Яндекс.Дзене: от позиционирования до монетизации канала

Елена Шугалей
Слово редактору
Юлия Третьякова
Редактор блога «Морошки»
Много есть теоретических статей о том, как продвигаться в Яндекс.Дзене. Мы подумали, что интересней послушать не эксперта в Дзене, но практика, который прошёл этот путь с нуля, достиг неких успехов и сделал выводы об ошибках. Спикер наших конференций Елена Шугалей рассказала, как тренировать свой писательский дзен с самой неоднозначной площадкой Яндекса.

Время чтения — 11 минут
Изначально я начала развивать канал на Яндекс.Дзене не для монетизации, а для тестирования тем книги и выработки собственного стиля, преодоления наукообразия в тексте. Сейчас моя книга «Понять сложное, запомнить важное, применить нужное» выходит в издательстве «Питер». Это именно тот результат, к которому я шла. Но параллельно я сделала ряд выводов и наблюдений, которые будут полезны тем, кто присматривается к этой площадке.

Работа в Яндекс.Дзене действительно приучает к дзен-поведению. Молодцы, выбрали правильное название! Терпение, тренировка «сидения», внимание к собственным состояниям, обращение к сердцу и сердцам… Мне понадобился почти год, чтобы сориентироваться в этих потоках, хотя до просветления пока далеко (с монетизацией проще).

Я расскажу об основных подводных камнях и главных моментах работы в Яндекс.Дзене. Каналы я открывала для представления материалов будущих книг в одном месте. Только потом, когда материалы накопились и я совершенно неожиданно для себя вышла на монетизацию, появился некоторый азарт для поддержки каналов. Лично для меня очень важно разобраться в системе платформы как таковой, в алгоритмах. На собственных ошибках научилась многому, о них расскажу тоже.
Важно:
Яндекс.Дзен – бурно развивающаяся экспериментальная платформа. Формы, предпочтения, даже алгоритмы показа публикаций постоянно изменяются. Именно поэтому практикуем дзен-поведение и терпение.

Советы по ведению Дзен-канала

Вот несколько советов всем пишущим и продвигающим себя через платформу Яндекс.Дзен:

Чётко позиционируйте канал с самого начала

Алгоритм Дзена от 3 до 20 дней присматривается к вашим публикациям и их качеству и определяет целевую аудиторию, которой показывать контент. Анализирует всё, даже то, как вы используете смайлики в тексте. Когда я узнала, что мои нейропрактики, упражнения и статьи о том, как работает мозг, получают мало показов из-за того, что канал отнесён к тематике «Юмор», написала в техподдержку, чтобы откорректировать рубрику.

Настраивайте свою интеллектуальную ленту и указывайте нужные интересы сразу

Когда мы сотрудничаем с авторами сходной тематики через комментарии или лично, отдача гораздо выше. Приходят подписчики, заинтересованные в теме, нарабатывается репутация, тебе не показывают «желтизны» (если это не твоя сфера).

Улучшайте, облегчайте собственный стиль

Когда пишешь для Дзена, ясно представляешь человека, едущего на работу или проводящего свободное время в серфинге по интересным материалам. Стараешься смягчить и облегчить текст, сделать если не шёлковым, то живым. Очень важно, чтобы статья была законченной по смыслу. Дробишь большой материал на удобные для восприятия кусочки-серии. Их легче писать и отслеживать смысловую программу по откликам читателей.

Тестируйте тематику

Будьте разнообразными, смело пишите новое — креативить полезно! Мой канал о нейропсихологии и осознанном развитии INTELLECT & CREATIVE однажды вышел на аудиторию около 440 тысяч благодаря видео о креативности ворон: около 2 млн показов, больше 1 млн просмотров до конца. Шуточное видео, однако, натолкнуло читателей на мысль: «А как быть нам, людям?». При этом соседняя публикация набрала совсем немного.
Редактор предложила мне убрать из книги главы о креативности и нотки юмора. Но случай с воронами показал, что именно это тонизирует читателей. Оставила и оживила речь.

Используйте Яндекс.Дзен как портфолио и черновики.

Ваш канал может стать шикарной библиотекой черновиков для будущих текстов и даже книг. Внутри статей есть возможность рекомендаций, перекрёстных ссылок на сходные темы. Сохраняешь впрок подборки научных статей, книг по теме, иллюстраций, подкастов или видео — а заодно тестируешь интерес. Кстати, для копирайтеров это тоже полезно. Пока разбираешься и пишешь, понимаешь, с какими нишами вообще хочется работать, выбираешь заказчиков по тематике. Если у вас готов большой «черновик» по теме, писать гораздо легче.

Если вы хотите показать заказчику стиль и качество текстов, Яндекс.Дзен станет вашим портфолио. На канале заказчик может посмотреть сразу всё: и стиль, и художественный вкус, и обстоятельность.

Монетизация в Яндекс.Дзене

Монетизации можно достичь быстро, если стоит такая цель. Я не включаю монетизацию, хотя оба канала на неё вышли, по различным причинам. Например, когда я буду использовать канал для рекламы страницы предзаказа собственной книги, излишек общей рекламы просто будет мешать восприятию читателя.
Важно:
Яндекс.Дзен самостоятельно оплачивает налоги и подаёт сведения о доходах. Поэтому если вы получаете социальные пособия, не подключайте монетизацию. Бывали конкретные случаи требования возврата сумм полученных пособий.
Если интересен дополнительный заработок через монетизацию, нужно готовиться к открытию канала заранее, подбирать и собирать материалы и терпеливо публиковать. Не получится выйти на монетизацию с одной статьи. Сами руководители Яндекс.Дзена говорят, что обычно для получения хороших сумм заработка необходимо около полугода, хотя есть исключения.

Помните о том, что вы не контролируете то, какая именно реклама будет вставляться в ваши материалы, и никак не можете на это влиять. Но интересный канал даёт возможность зарабатывать гораздо большие суммы на заказной рекламе.

Например, вы можете прорекламировать своего клиента на канале. По деньгам это выгодно и ему, и вам. Сейчас появилась ещё одна возможность: вставка виджетов Яндекс.Маркета и заработок на них. Яндекс.Маркет платит как за переходы пользователей в интернет-магазины и клики на их номера телефонов, так и за оформленные после этих переходов заказы. В статистике отражается суммарный доход.

Профессиональный рост с Яндекс.Дзеном

Вот это я вам точно гарантирую! Вы будете оттачивать стиль почти каждый день. Практиковать «экологичное стяжательство» — и получать удовольствие от накопления материалов. Растить самодисциплину с наименьшими затратами энергии: писать в удобное время, не быть связанными дедлайнами и темой. Вы научитесь прислушиваться к себе и личным творческим ритмам. Очень удобно, если вдруг загрызает совесть — «я сегодня бездельник», написать коротенькую статью или сделать галерею стимулирующих картинок, обзор, видео. Мозг тут же утихает вместе с совестью, вы довольны, а материал ещё пригодится. Плюсик к карме, в том числе к карме авторов Дзена, есть у них такая опция.

Сколько времени занимает ведение канала на Яндекс.Дзене

В самом начале ведения каналов я тратила довольно много времени: 3-4 часа в день. Очень быстро обучаешься техническим нюансам, сейчас на написание статьи или сборку видео с публикацией уходит около часа. Если статья требует научных обоснований, чуть больше. Оптимально публиковать не более одного поста или видео в день, иначе сбиваются показы предыдущего материала. Старые статьи и видео можно собирать в подборки и заново привлекать внимание к интересным материалам. Полезный лайфхак: готовьте статьи и видео впрок! Могут быть разные личные обстоятельства, разное самочувствие или необходимость сделать паузу для отдыха. В Дзене есть опция «Черновики» или «Опубликовать позже». Можно настроить отложенный постинг, если вы уезжаете или будете заняты другими делами.
Полезный лайфхак: готовьте статьи и видео впрок! Могут быть разные личные обстоятельства, разное самочувствие или необходимость сделать паузу для отдыха. В Дзене есть опция «Черновики» или «Опубликовать позже». Можно настроить отложенный постинг, если вы уезжаете или будете заняты другими делами.

Какие ресурсы использовать для регулярного ведения Дзен-канала

Какие интересные источники можно использовать для написания статей в Яндекс.Дзене? Лично для меня было откровением, что в старых версиях ЖЖ есть масса интересных подборок на интересующие темы. Многие авторы покинули этот ресурс, а чудесные материалы остались. Конечно же, мы не копируем, мы выражаем своё отношение к материалу, цитируем его, сопровождаем научными объяснениями и благодарим автора.

Свежие научные и значимые материалы можно искать на англоязычных сайтах. Не обязательно переводить профессионально, наоборот, вольный пересказ со ссылками на источники будет уместен. Привыкните проводить некоторое время в поиске новой, интересной, а не уже использованной новостными лентами информации. Копаем глубже!

Интересен вариант использования вставок в статьи своих материалов в других соцсетях, например, виджет Инстаграм-поста с переходом прямо в аккаунт. Пусть читатель выберет сам, где ему комфортней будет продолжить знакомство с вами как автором.

Ошибки в ведении каналов на Дзене

Я, конечно, делюсь своими шишками. Список обширный, для разных случаев:
1
Отсутствие подготовки. Спонтанное открытие каналов — не лучшее решение. Лучше потратить часик и посмотреть видео, как сразу сделать грамотно.
2
Неопределённая ЦА. Я не подумала о ЦА основного канала и её интересах. И поняла это, когда маленький, но абсолютно понятный по тематике канал «Практикум Леонардо да Винчи» неожиданно вышел на монетизацию первым. После этого я встрепенулась и стала изучать алгоритмы подробнее.
3
Нерегулярность. Канал INTELLECT & CREATIVE был несколько раз пессимизирован — ограничен в показах. Основная причина: прекращение публикаций на 3 недели во время проведения моего тренинга на Бали. Добиться снятия ограничений сложно. Лучше сделать отложенные публикации, они разместятся автоматически.
4
Избыточная активность. Чтобы выйти из ограничения в показах, я публиковала сразу несколько статей в день. Получилось ещё хуже, создала своим же постам конкуренцию
5
Неуникальный контент. Не нужно приносить в Дзен то, что уже было опубликовано на личном сайте и в соцсетях. Даже на YouTube можно публиковать видео с Дзена только через сутки или позже. Иначе с формулировкой «заимствованный контент» канал пессимизируется, приходится удалять уже набравшее просмотры видео. Сперва любые публикации на Яндекс.Дзене, только после этого в других местах.
6
Недостаточное взаимодействие с техподдержкой. Алгоритмы Дзена не столь очевидны. Если есть вопросы к техподдержке, надо их задавать, чтобы разобраться досконально.
7
Погоня за монетизацией и растиражированные советы. Я следовала советам разных специалистов о том, как быстро выйти на монетизацию в Дзене, публиковала сходные с успешными статьи и видео. Ан нет! Таких «обученных умников» много, а показы снижаются на порядок из-за обилия таких же материалов в Дзене.
8
Публикации без учёта статистики Дзена. Помните, что аудитория заново подсчитывается по результатам недели. Например, недавно с 440 тысяч на моём канале аудитория серьёзно упала. Я была занята редактированием монографии, не так внимательно следила за метриками и вовремя ничего не предприняла для стабилизации.
Одним словом, для успешного ведения Дзен-канала работать нужно плавно и регулярно. Желаю вам удовольствия от письма, успехов и смелости и «плавного течения Дао» в Дзене.
Над материалом работали:
Елена Шугалей
Нейропсихолог и бизнес-консультант,
автор методик развития интеллекта и памяти,
автор канала INTELLECT & CREATIVE

Facebook
Сайт

Юлия Третьякова
Редактор блога «Морошки»
Мы не берем статьи от теоретиков, мы ищем практиков и настоящих экспертов в своем деле.

Прочитать статьи в блоге: